Приветствуем всех искренни ищущих Господа!

Мы рады сообщить, что начинаем публикации не известных и уже известных Церкви Христовой, в постсоветском пространстве СНГ, посланий людей Божиих, таких как Артур Кац, Теодор Остин-Спаркс. Надеемся, что вы найдете полезным прочесть эти глубокие послания и Христос возвеличится в вас сиянием Своей вечной Славы!

среда, 22 декабря 2010 г.

Ты Илия? Т. Остин-Спаркс

Т. Остин-Спаркс

(Иоанна 1,21)

Прочитать Лук. 9 гл.

Девятая глава Евангелия от Луки содержит одну деталь, которая не может не поразить читателя. Это место, которое здесь отводится Илии. Здесь не только он сам стал предметом частых вопросов, но и описанные события постоянно напоминают о подобных событиях из его жизни.

Здесь Иисус насыщает множество голодных пятью хлебами и двумя рыбами; там бедная вдова видит, как ее запасы масла и муки чудесным образом увеличиваются (3 Цар. 17,8-16). Здесь - отец, там мать умоляют, один - Иисуса, другая - Илию, об исцелении своих сыновей; просьбы обоих были исполнены (Лук. 9,37-42; 3 Цар. 17,17-24). Здесь - предложение Иакова и Иоанна (ст. 54) низвести огонь с неба на самарян, там - слова Илии приводят ту же угрозу в исполнение: низводят огонь с неба на послов Охозии (4 Цар. 1) Здесь -ученик Иисуса, там - ученик Илии выражает желание проститься каждый со своей семьей. И в обоих случаях плуг послужил поводом для назидания (Лук. 9,61-62; 3 Цар. 19,19-21). Не говоря уже о самом имени Илии, встречающимся на протяжении этой главы множество раз, все эти элементы содействуют, каждый со своей стороны, придают этой странице Евангелия очень выразительный характер. Мы без особого труда мысленно уносимся в ту отдаленную эпоху, когда на сцене истории появляется прекрасный образ этого служителя Божьего. Нам вспоминаются надежность свидетельства Илии среди развращенного народа, происшедшее вследствие этого возвращение народа к Иегове, а также крик, наконец-то исторгнутый Илией из уст своего народа: "Господь есть Бог. Господь есть Бог!" (3 Цар. 18,39).

Но в этой главе описан один случай, который явно превосходит по значимости все остальные. Это сцена преображения, представляющая Илию совершенно необычным образом. По обе стороны этого центрального события мы встречаем упоминания и воспоминания о Илии, содержащиеся в этом повествовании, о которых мы сейчас поговорим.

Все должно быть именно так, как есть. Что делала бы в наше время эта великая личность прошлого? Тот, кто исследует Писания, не может удержаться, чтобы не задать себе вопрос, чтобы не спросить себя, почему в 9 главе Евангелия от Луки Святой Дух так привлекает наше внимание к личности Илии.

Безусловно, стоит более тщательно исследовать все то, что связано с этим великим служителем Господа.

Ветхий Завет завершается упоминанием об Илии. В книге Малахии 4,5 мы читаем: "Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного".

Что касается Нового Завета, он начинается с картины, являющейся не чем иным, как осуществлением этого пророчества: с рождения Иоанна Крестителя. Это первое историческое событие после обетования Малахии, о котором нам говорит Библия.

Иоанн Креститель был объявлен Илией; это ясно даже со слов Иисуса. Он, в самом деле, говорит о Предтече: "Если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти..." А позже Он скажет о его трагическом конце (Мтф. 17,12): "Но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели".

Однако в этом евангельском повествовании есть одно противоречие, которое кажется довольно странным. На заданный ему вопрос (Ин. 1,21): "Ты Илия?"

Иоанн Креститель отвечает совершенно ясно: "Нет."

Как он мог быть Илией и, в то же время, не быть им? Весьма затруднительный вопрос... Задавали ли вы его когда-нибудь себе? Ответ на него, вне всякого сомнения, следует искать в том, что Божий ангел сказал Захарии о младенце, рождение которого ему он предсказал (Лук. 1,17): "И предъидет пред Ним в духе и силе Илии".

Иоанн Креститель не был собственно Илией как личность, но изучив жизнь этих двух людей, невозможно избежать следующего вывода: дух и сила, отличающие служение Илии, подобным образом воплотились и в жизни Иоанна Крестителя. Такой вывод мы можем сделать на основании различных мест Писания, относящихся к этим двум рабам Божьим.

Это объяснение очень важно, поскольку позволяет нам еще продвинуться вперед на один шаг. В действительности пророчество Малахии осуществилось в Иоанне Крестителе частично, и мы сейчас в этом убедимся.

Когда в тексте (Мал. 4,5) говорится о "дне Господнем, великом и страшном", то имеется в виду очень отдаленное будущее. Этот "день" ещё не настал в эпоху Иоанна Крестителя, и сегодня мы с той же уверенностью можем сказать, что он ещё впереди. Это пророчество представляет самые известные предсказания о приходи Мессии; они должны были осуществиться дважды: сначала в рождении Господа Иисуса в Вифлееме, затем в неопределенном пока будущем, в Его приходе во славе. Читавшие эти пророчества, представляли себе все будущее в одном временном плане и не различали двух этапов их осуществления. В то же время для нас, имеющих возможность лучше понять Ветхий Завет при помощи последующей истории, в этом двойном исполнении нет ничего удивительного.

Это относится и к пророчеству о приходе Илии. Это пророчество кажется нам непонятным, но оно проясняется, если учесть, что оно должно иметь двойное осуществление: первое уже исполнилось, а второе ещё впереди. Иисус как раз сказал: "Илия должен прийти и устроить все". Таким образом мы приходим к следующему заключению: прежде, чем прийти во славе Своей, Господь пришлет Илию. Возможно, это будет Илия не собственной персоной, а какое-то орудие, по крайней мере, наделенное его духом и силой.

Однако, поскольку приход Господа неизбежен, и среди истинных детей Божьих никто в этом не сомневается, не имеем ли мы основания верить, что в самом скором времени появится это орудие и что в настоящее время Святой Дух занимается его подготовкой, его формированием?

Перед нами возникает следующий вопрос: может быть, мы лично вовлечены в подготовку этого орудия? Бог может быть наблюдает за нами, желая выяснить нашу готовность участвовать в Его плане? Возможно, Он желает отделить нас для особого служения? Если этот Илия должен быть коллективным лицом, и мы призваны составить его часть, то не пришло ли для нас время снова задать себе некоторые вопросы и подготовиться к тому, чтобы подняться выше?

Есть нечто, предназначенное исключительно для наших личных отношений с Богом и способствующее их развитию. Но мы убеждены, что внимательное изучение личности Илии может нам помочь в исследовании своего духовного состояния и открыть для нас новые горизонты. Во всяком случае, это нам позволит лучше понять природу орудия, подготовкой которого Бог сейчас занимается. Все заставляет нас думать, что Бог в настоящее время готовит Себе новое орудие, которое Он откроет в свое время.

Нам известно Послание из Иак. 5,17, что Илия по своей природе был таким же человеком, как и мы. Таким образом, мы не должны подпасть под влияние ложной идеи, что Илия сам по себе был выше нас и обладал особыми силами, которых мы не имеем. Каким был он, такими можем стать и мы, поскольку Илия был таким благодаря пребывавшему с ним Богу. Мы становимся такими, какими можем стать, в силу того же принципа: Христос в нас.

Мы должны избавиться от ложной мысли, что, обладая такой же силой, как Илия, мы сможем нести точно такое же духовное служение. Может быть его сила проявится в других направлениях, но какое это имеет значение, если будет достигнут тот же результат? Результат, желаемый Богом, будет всегда достигнут, если мы соответствуем основным Его условиям. Рассмотрим некоторые из них.

Полное отделение

1. Илия был абсолютно отделен от религиозных традиций. Для него компромисс между служением Иегове и официальной религией был невозможен.

Когда мы стараемся составить представление о жизни Илии в целом, именно эта черта бросается нам в глаза. Для нас нет ничего более яркого и выразительного, чем пример этого человека, жившего в полном отделении от религиозной системы, представленной Ахавом. Модная набожность тогда переставала быть подлинным свидетельством об Иегове. И для Илии истинная верность Иегове предполагала полное отделение. Лучше быть с Господом одному, чем примкнуть к чему-то, что является для Него только воплощением разочарования. Великий и достойный уважения, Илия выходит из уединенного общения с Богом, чтобы выразить свой протест против укоренившейся ложной религии.

Это - правильная позиция. На своем пути Илия подвергся притеснениям и посрамлению не со стороны мира (это было бы легче перенести), а со стороны самого Божьего народа. То же самое во все времена переживали те, кто отважился открыто встать на сторону Бога и того, что от Бога. "Чистота в словах и в поступках - этого враг никогда не простит", - сказала одна христианка. Так будет всегда. Но если Бог за нас, то кто же против нас?

Быть "Илией" предполагает в нашем отношении к Богу абсолют (нечто независимое ни от каких условий и отношений. - Примеч. пер.) с крестом в центре нашей жизни.

Зависимость от Бога

2. Будучи независимым от официальной религии, Илия является человеком в высшей степени зависимым: все его источники - в Боге, в единственном, Кто знает нужды Своего раба.

В том, что касается средств к существованию для Илии, есть очень многозначительный факт: в Библии нигде не упоминается (по отношении к Илии) о естественных средствах. Само собой разумеется, что ему нужно было вести нормальную физическую жизнь, так же как вам и мне. Но Святой Дух старательно избегает какого бы то ни было упоминания об этой стороне жизни Илии; Он говорит нам о средствах, получаемых Илией, благодаря особому вмешательству Бога: о воронах у потока Хораф, о масле и муке у вдовы из Сарепты, о еде, дважды данной ему Ангелом во время его бегства на гору Хорив. Даже его физическая сила поддерживалась сверхъестественным образом. Однажды "была на Илии рука Господня", - читаем мы (3 Цар. 18,46), и он опередил колесницу Ахава. В другой раз, Бог дал ему такие силы, что он смог находиться в пути 40 дней и 40 ночей. Он даже не думает о своей защите; Сам Бог заботится об этом. Когда воины, посланные Охозией, приблизились к Илии, чтобы схватить его, огонь сошел с неба и сжег их. Зависимость только от Бога. С человеческой стороны никакой поддержки, никаких средств.

Возникали нужды? Проявлялись могущество и жизнь свыше, и все улаживается. Какой чудесный пример!

Это живой прообраз Господа Иисуса, Сына Божьего, который скажет впоследствии: "Я ничего не могу творить Сам от Себя..." Преобладает ли такое же положение во всем "религиозном" и "христианском"? Можно ли честно сказать, что в настоящее время вся евангельская деятельность руководствуется подобными примерами?

Увы. Не дорожат ли сегодня особо, напротив, человеческой поддержкой? Если сказать, что иногда мы добиваемся средств от мира сего его коммерческими методами, будет ли это преувеличением? Человеческая личность - канал для божественного вмешательства своими природными или приобретенными возможностями и всем тем, чем она, по своему мнению, может блеснуть?

Нам не нравится задавать себе такие вопросы, но мы должны всему смотреть в лицо и рассматривать проблему во всей ее полноте. Если Бог призывает нас идти по жизни с Ним и насыщаться Им, то нужно, чтобы мы обязательно определили свое отношение к этим вопросам.

При любых обстоятельствах "Илия" взирает на небеса, зная, что Бог, пребывающий с ним, способен удовлетворить все его нужды. Если мы желаем облечься "в дух и силу Илии", мы должны перестать отводить первое место естественным средствам существования, как это слишком часто бывает. Святой Дух ревностно добивается нас (Иак. 4,5), и Он никогда не станет участвовать в служении, точка опоры которого - на земле.

Победоносная молитва

3. - Илия был связан с престолом Божьим; своим ходатайством он мог привести его в движение и получить с его стороны ответное действие. Нам нет никакой необходимости много говорить, чтобы выделить этот аспект служения Илии, Св. Писание говорит нам, что само небо отворялось, а затем затворялось в ответ на его молитвы.

Именно поэтому Илии был известен замысел Божий. Господь давно уже грозил Своему народу осуждением, если тот уклонится от Него, чтобы служить другим богам (Втор. 11,16-17). Илия настолько принимает сторону Божью, что без колебаний, перед упорным идолопоклонством своих соотечественников, настойчиво просит Бога исполнить предсказанное наказание.

Благодаря тому, что Илия решительно занял эту позицию, не взирая ни на что, он смог на практике познать, что такое побеждающая молитва.

В настоящее время для детей Божьих нет другого, более необходимого служения. А также нет такого другого служения, требующего такой степени жертвенности. Практически, это коней, смерть того, что в нас было личного. Но это также и благословенное вознаграждение, свободный доступ для славных начинаний Святого Духа.

Следуя таким путем, "Илия" успешно применяет орудие, упомянутое в Еф. 6,18: "...Всякою молитвою и прошением". Он проявляет настойчивость и получает просимое. Благодаря аргументам, которые он умеет найти, небо уступает его мольбам, и правление Божье вновь становится видимым на земле.

У источника жизни

4. - Благодаря Илии, божественная жизнь прокладывает себе путь в жизнь других людей.

Воскресение сына вдовы из Сарепты и подобное чудо оздоровления воды из служения Елисея решительно устанавливают основной факт: Илия, так же как и его ученик, пребывали в связи с источником жизни в такой мере, которая была неизвестна большинству Божьих детей. Это то, что нам необходимо сегодня.

Жизнь, божественная жизнь, в любом служении -это печать, которую Бог ставит на том, что признает Своим; клеймо, которым Он помечает Свои труды. Истинная жизнь может исходить только от Него: никакая религиозная деятельность, никакие знания, никакое исповедание веры сами по себе не способны ее породить. И жизнь, в смысле Божьего удостоверения в земном служении, может существовать только там, где кто-то имеет связь с Источником жизни.

Однако что мы видим во всем том, что называется сегодня Божьим трудом, во всем том, что сегодня считается совершаемым во имя Божье? Значительная часть религиозной деятельности носит отпечаток не жизни, а смерти. Души могут получить внешнее побуждение, но они не находят того личного обновления, той полноты, которые делают нас независимыми в духовном смысле. Что касается силы избавления, которая должна там проявиться, постоянные крики о помощи свидетельствуют о ее отсутствии.

"Илия" постоянно пребывает в связи с живым Богом, и основной отличительной чертой его духовной деятельности (что поражает и привлекает окружающих его) является жизнь. Сколько Божьих детей сегодня бросают по сторонам недоумевающие взгляды, вздыхают по тому, что может зажечь Божью жизнь; сколько Божьих детей сегодня испытывает голод и жажду братской любви, не официальной и вменяемой в обязанность, а естественной, свободной, живой! Иногда кажется, что все эти души тщетно взывают к Богу. Но нет! Бог слышит их. Он готовит Себе орудие, способное передать Его жизнь и таким образом, откликнуться на самые насущные нужды.

Оправданная и плодотворная ревность

5. - Наивысшая забота Илии - это честь и полная победа имени Господа.

В этом отношении сцена на горе Кармил представляет кульминационную точку его свидетельства. Именно в критические моменты открывается истинное расположение сердца.

Здесь Илия предстает перед нами в свете, не оставляющем никаких сомнений в его истинном внутреннем состоянии. Свою личность, свой авторитет, свою жизнь - все это он там подверг величайшему испытанию. Он лишился бы всего, если бы Бог не вмешался. Его ревность о деле Иеговы такова, что он, не колеблясь, идет на риск, чтобы спасти от бесчестия священное имя. Бог был открыто поругаем его народом, и, если бы Он не воспользовался этой возможностью восстановить Свое верховное свидетельство через Своего раба, Илии не осталось бы ничего другого, как исчезнуть. По-человечески говоря, ему пришлось бы опозориться и впасть в опалу. Но в глубине сердца Илия имел твердую уверенность, что Бог вмешается.

Такой же стойкости Бог ищет и сегодня: не предположения, основанного на вероятности, которое ввергло бы нас в простую авантюру, не приносящую ничего, кроме повода для нашей гордыни; а веры, являющейся плодом святой ревности о славе Божьей.

На протяжении многих столетий существует та же проблема верховной власти Бога, и свидетельство о Нем требует такой же смелости и такой же веры. Если мы будем считать Его дело своим, если мы провозгласим, что Иисус Христос есть Господь, Бог подвергнет испытанию нашу веру. Все соперничающие силы бросят нам вызов и загонят нас в тупик. Нам не останется ничего другого, как пойти на величайший риск и положиться на милость исхода, как сделал Илия.

Самое большее, что мы можем потерять - это наша жизнь. Неужели Господь Иисус не заслуживает этого? Но это и есть свидетельство об Иисусе!

"Для меня жизнь - Христос" (Флп. 1,21) - всегда будет наивысшим доводом для такого орудия. Оно всегда предпочтет соединиться со своим Господом, даже иеной самых страшных испытаний. Даже самое большее, чем оно рискует, так ничтожно! Его истинная жизнь - во Христе, и ни насмешки окружающих, ни человеческое непонимание, ни даже смерть не отнимут у него его высшей ценности.

Восстанавливая разрушенный жертвенник, "Илия" заодно восстанавливает свидетельство креста и вновь открывает для других путь к победе.

Орудие, будь оно индивидуальным или коллективным, призванное представлять дух и силу Илии, должно отличаться определенными чертами. Можно ещё много говорить о таких чертах Илии, но мы уже знаем их достаточно, чтобы каждый понял на примере Илии, что предлагает нам Бог.

Никаких компромиссов. Зависимость во всем только от Бога. Внутренняя полнота. Способность уделять окружающим от этой полноты, являющейся не чем другим, как самой Божьей жизнью. Общение с Богом в по вседневной жизни, знание Его плана и сотрудничество с Ним, молитва призывающая к исполнению Его воли. Ревностное отношение к Его чести и славе, включающее полный отказ от личных интересов. Глубокая и спокойная радость от сознания того, что именно Бог правит миром, и что вызов враждебных сил не приведет с течением времени ни к чему другому, как к их собственному поражению.

Возобновленное свидетельство

Присущи ли эти черты Божьему народу в наше время? Заметны ли они, когда мы пытаемся составить себе представление о свидетельстве Божьем?

Откройте Новый Завет. Обратите внимание на только что возникшую Церковь. Там мы находим эти черты. То была их повседневная жизнь. Святой Дух и сила, проявившиеся в день Пятидесятницы сошли, благодаря Сыну Божьему, Которого смерть не смогла удержать. Всемогущий Господь снова занял Свое место в славе, и теперь Он пребывает одесную Бога. А представляющих Его на земле Он отныне приобщает к могуществу Своего престола. Результатом этого будет свидетельство как перед людьми, так и перед невидимыми силами. Это свидетельство овладеет вниманием мира. Этот опыт повернет вспять ход истории. Мудрые государственные деятели будут пребывать в замешательстве; державы будут сражены этой новой и неожиданной верховной властью.

Где же сейчас это свидетельство? Его следует искать очень далеко...

Но благословен Бог! В наших сердцах нет места для отчаяния, поскольку мы получили из уст самого нашего Господа, благодатное обетование: "Илия должен прийти прежде и устроить все" (Мтф. 17,11). "Устроить" -это слово надежды, которое нам необходимо в это время всеобщего распада, не так ли?

Да, мы снова увидим дела Божьи. "Перед наступлением дня Господня, великого и страшного" (Мал. 4,5), дух и сила Илии проявятся снова. Среди нас будет снова пребывать свидетельство Иисуса в силе Духа Святого. Это не будет чем-то навязанным извне; это будет определяющая и преодолимая сила, действующая в духовной сфере, на фоне того мира, где решается будущее людей в вечности. Какое обетование для укрепления нашей веры! Какой довод для ходатаев!

Обетование - да; но для его осуществления Богу необходимы люди, и люди, настолько проникнутые трагичностью положения Его народа, чтобы тоже воскликнуть: "Где же Господь, Бог Илии?"

Илия проявил достаточную настойчивость, когда семь раз поднимался на гору Кармил, и, положив свое лицо между коленями, умолял там Бога о ниспослании на землю проливного дождя. Почему бы нам не быть такими - вам, и мне? Неужели мы будем ожидать, что Бог создаст других людей для осуществления Своего обетования? Неужели мы оставим им честь победы, одержанной без нашего участия?

Богу нужна не отдельная личность; Ему нужна совокупность, тело, духовное воинство, состоящее из множества различных воинов, не подчиняющееся никому, кроме своего Вождя. В этом теле для нас найдется место, если мы готовы подсчитать предстоящие затраты, уплатить положенную цену, распять свою личную жизнь. Короче говоря, позволить во всем своем существе проявиться качествам, которые в свое время отличали характер Илии.

Не наш, а Божий призыв желает достичь вас. Мы лично не имеем никакой власти.

Скоро полночь. В эти последние минуты одиннадцатого часа Бог трудится над разработкой Своего наивысшего плана и ожидает вашего ответа.

Истинный мотив: ВИДЕНИЕ

В чем заключается секрет, двойной секрет, во-первых, этого неистощимо ревностного отношения к Божьим интересам, и во-вторых, этого постоянства в убеждениях, когда бушует сражение, и нет ничего, или почти ничего, что могло бы нас поддержать?

Если мы вернемся к нашей исходной точке, к 9 главе Евангелия от Луки, мы найдем там ответ. В этой главе центральным событием является внезапное славное преображение Господа Иисуса.

В этом и заключается секрет будущего служения Илии. Когда образ нашего Господа, составленный нами, преобразится так, что все наше восприятие божественного изменится; когда видение Его славы, Его силы, Его будущего правления приобретет для нас полноту откровения; когда наши глаза откроются на истинное значение нашего союза с Ним в Его зримой и незримой власти, на нашем горизонте появится такое великолепие и такая перспектива, что наше сердце не пожелает ничего другого.

Самое лучшее из того, что может предложить нам мир, мы увидим тогда в его истинном свете: как мусор. Все очарование, все удовлетворение, вся красота и соблазнительность земных идеалов утратят для нас свою притягательную силу. Это повлияет на наше служение Богу, и никакое влияние, никакие интересы, ни индивидуальные, ни коллективные, не смогут удержать нас. Подобное видение отдаляет нас от всего и здесь, на земле, и в вечности, на небесах.

Только три человека видели славу Божью на горе Преображения. А в наше время как мало из Его детей действительно видели Его "увенчанным славою и честью"! Какое сияние появилось бы среди Божьего народа, если бы все могли увидеть Его таким! Верно, что наше Евангелие является "благовествованием о славе Христа" (2 Кор. 4,4)! Именно эту славу, возлюбленные, этого Христа Святой Дух пришел вселить в наши сердца. Верьте этому. Провозглашайте это. Живите этим. Проявляйте это! Не довольствуйтесь благовествованием, ограничивающимся провозглашением Спасителя, умершего за всех грешников! Хотя это и замечательно, хотя это и правда - это всего лишь часть того, что сделал Бог. Мы гордимся живым Спасителем, ставшим жизнью самой нашей жизни.

Его пребывание одесную Бога, превыше всякого господства и всякой власти, свидетельствует о том, что дни ветхого человека с действующими в нем враждебными силами сочтены. А в том, что касается нас самих, оно является залогом полного искупления и начинает уже сейчас проявлять свое действие.

Взирая на величие нашего Господа, мы преображаемся "от славы в славу" (2 Кор. 3,18). Так развиваются в нас качества не только Илии, но и Самого Господа.

Только если мы видим то, что Бог желает нам показать; только если мы принимаем полномочия, которые Он желает нам дать; только если мы соглашаемся сжечь мосты, соединяющие нас со всем тем, что не от Него, - тогда только небо откроется для нас, как некогда оно открылось для Илии. Если мы готовы, (но только если мы готовы!) мы будем восхищены, как и он, нашим Господом: и наше служение окончательно уподобится тогда служению Илии неопровержимым свидетельством полной победы над смертью.

Да сохранит нас Бог от самодовольства и избавит нас от всякой ложной безопасности:

Именно "Илии" будут восхищены.

АМИНЫ ГРЯДИ, ГОСПОДЬ ИИСУС!

1 комментарий: