Т. Остин-Спаркс |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Собранные в этой небольшой по размеру книге мысли в основном были изложены в ряде лекций. Но и напечатанные, они не утратили своеобразия, присущего устной речи.
Время от времени Бог особым образом обращает наше внимание на вопросы, имеющие основополагающее значение для жизни и свидетельства Церкви Иисуса, которая является Телом Христовым. Существует опасность недооценивать эти вопросы. Для того, чтобы указать на них, Бог иногда особым образом касается некоторых из Своих детей и ведет их в такие глубины, где их единственным упованием, связанным с новой жизнью и новым служением, становится дарованное Господом откровение. Таким образом, им вверяется свидетельство, связанное с особым служением в Теле Христовом, для Тела Христова и через него. Речь здесь идет о свидетельстве, а не о какой-то секте или организации, хотя Господу, возможно, и угодно будет выделить определенный круг верующих детей Божьих для такого служения. Бог Сам заботится о том, чтобы всякие личные интересы были исключены. Малейшая склонность к выделению какой-то личности или выдвижению на передний план средств и путей тотчас же подвергается Божественному осуждению. Высока цена и нелегки пути, ведущие в свободу; однако уверенность, что все это исходит от Бога, а не от людей, освобождает от всякого беспокойства. Свидетельство, которое мы попытались здесь изложить, является откровением и служит не для пропаганды или прокладывания пути новому движению, но - так угодно Богу - содействует предвечным Божьим целям, чтобы «Агнцу закланному» (Откр. 5,12) воздавалась подобающая слава за Его страдания, «дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1,18).
Т. Остин-Спаркс
КРЕСТ ХРИСТА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ
Возлюбленные в Господе!
Мы собрались здесь сегодня утром, исполненные внутренней уверенности, что Бог призвал нас засвидетельствовать об откровении, которое Он особым образом даровал нам и которое имеет величайшее значение в наши дни. Мы говорим это не в состоянии религиозного самомнения или духовной гордыни. Это откровение - результат борьбы и внутренних мук рождения, к которым природный человек не стремится и даже старается уклониться от них. Это служение домостроительства, которое вверил нам Сам Господь и в котором мы стоим перед Его лицом, не будучи в состоянии действовать иначе, даже если природный человек и страшится исполнять его.
Откровение, положенное в основу данного свидетельства, стало нашим достоянием не просто через восприятие истины разумом - мы особо подчеркиваем это,- но исключительно посредством глубокой, зачастую даже изнурительной душевной работы. Его основные положения схематически изображены на рисунке.
Для тех, кто в духе понял сущность и сферу этого откровения, становится понятным Божественное намерение, вызвавшее это свидетельство к жизни среди небольшого круга верующих, чтобы сделать его достоянием и других детей Божьих. Место, где собирается наша община, служит лишь средством, возможно временным, для достижения цели; само же свидетельство остается. Вначале мы намерены лишь набросать его общие контуры, а затем изложить более подробно.
Слово «крест» так часто встречается в этом свидетельстве, что многие могут подумать, будто мы слишком большое значение придаем этой стороне христианского учения. Слово о кресте, весть креста воспринимается как нечто бездушное, как какая-то характерная черта. На нас смотрят, как на людей с узким мышлением, неспособных говорить ни о чем другом, кроме креста, как будто ничего другого в мире не существует. «Почему вы всегда затрагиваете только эту тему? - упрекают нас - Почему не говорите о других моментах откровения? Почему вы настолько односторонни, почему такое большое ударение делаете на одном-единственном предмете?» На эти вопросы мы можем раз и навсегда ответить только одно: крест - центральный пункт, своего рода ось, вокруг которой вращается все. Священное Писание открывает это как в Ветхом Завете, так и в Новом. Эта мысль исходит не от нас.
На представленной нами схеме изображено колесо со спицами. Ось колеса - крест, то есть крест Господа Иисуса является центральным пунктом. Это не спица колеса, то есть он не представляет собой просто одну из сторон христианского учения. Крест - исходный пункт всего остального. Если мы не осознаём, какое место по замыслу Бога занимает крест и какое значение Бог придает кресту, мы теряем духовное равновесие и становимся односторонними. Наша духовная перспектива и познание будут искаженными. Мы сможем познавать, принимать и в правильном свете видеть ту или иную истину только в том случае, если крест будет занимать центральное место в наших рассуждениях. Все в нашей жизни должно быть связано с крестом и из него исходить.
Мы даже осмелимся утверждать, что во всем Священном Писании нет ни одной темы, относящейся к вечным Божественным целям, которая до самых мельчайших деталей не была бы связана с крестом Господа Иисуса и не исходила бы из него. Наш язык, наши слова, наши беседы, все наши обыденные дела - все должно войти в соприкосновение с крестом Господа Иисуса, и крест Его - со всеми нашими делами. Этого требует Слово Божье. Крест всегда должен быть в центре, чтобы лучи света, исходящие из него, могли распространяться по всем направлениям.
Но крест не только представляет смерть Господа Иисуса (мы ни в коей мере не хотим этим утверждением умалить значение смерти Иисуса); он представляет полное, всеохватывающее, вечное дело Божье, распространяющееся на все сферы от прошедших веков в будущие. Смерть Христа, Его погребение, воскресение и вознесение к престолу Божьему, а также наше соединение с Ним, право на которое Он приобрел для нас,- все сокрыто в кресте. Мы не сможем увидеть престол Божий без «Агнца, как бы закланного». Престол Божий так же говорит о кресте, как и холм у городских стен Иерусалима. Иисус Христос распятый - вот сущность всего. Когда мы говорим о кресте, мы говорим о Распятом и обо всем, что включает в себя Его имя. Это простые и хорошо известные истины, но порой необходимо повторять их, чтобы ставить крест на истинное, подобающее ему место. Поэтому нам необходимо раз и навсегда усвоить, что крест - не особый пункт христианского учения или всего лишь какая-то его часть. Это не просто специфическая весть, которая незаслуженно столь сильно подчеркивается. Это всеохватывающий, все в себя включающий, все объясняющий центральный пункт всей вселенной. Такова сущность креста. Он действует, как ось колеса, к которой прикреплены все спицы. Через определенные Божественные орудия и Божественное влияние силы креста ощущаются в самых отдаленных уголках вселенной и проникают в небесные сферы, «превыше всякого начальства, и власти, и силы» (Еф. 1,21). Мы просто не в состоянии выйти из сферы креста.
Таким образом, мы повторяем: крест - это не обод и не спица колеса, а его центральная часть. Все движется в свете креста и ведет от креста и ко кресту.
Прежде чем мы ближе рассмотрим некоторые внутренние спицы, поговорим о ближайшем ко кресту круге. Он весьма важен, поскольку крест Господа Иисуса стоит в центре. Первый круг изображает Церковь, Тело Христово. Наша схема показывает, как все соединено с этим Телом. Внутренний круг очерчен непрерывной линией и означает, что, согласно Божьему намерению, все то, что служит Его предвечным планам, прежде всего осуществляется в Церкви, Теле Христовом. Несколько позже мы увидим, каким образом это происходит. Теперь же лишь подчеркнем тот факт, что совершенное посредством креста дело Божье прежде всего касается именно Церкви и в ней проявляется. Именно в ней становится явным действие креста Христова. Божественный план, касающийся нынешнего века, состоит в завершении строительства Церкви, Тела Христова. Крест служит гарантией осуществления этого плана. Все, что открывается на основании креста и посредством креста, тесно связано с Церковью. Полное значение креста для вселенной становится явным лишь через Церковь. Нам необходимо вполне осознавать это.
Народы мира, а также начальства и власти, мироправители тьмы века сего, духи злобы, которые окружают нашу землю, а также духи, обитающие в самых высочайших сферах небесного мира,- все связано с Церковью, идет ли речь о ликовании на небе или о суде и замешательстве поверженных мироправителей и властей тьмы века сего. Все они черпают свое познание совершеннейшей мудрости и силы Божьей, которые Он открыл Церкви, именно через Церковь. Другими словами, Бог от вечности избрал Церковь Христову, чтобы в ней и через нее посредством действия в ней креста открыть всей вселенной Свою премудрость (Еф. 3,10). Она является Божественным орудием, посредством которого должна открыться бесконечная глубина и значение Голгофы. Мы не раз обращали внимание на то, что она столь же значима, как и святой град Иерусалим в Царстве Христа, который станет столицей мира и в свете которого будут ходить народы (Откр. 21,24). Но глубочайшее действие креста находит свое выражение в Церкви, Теле Христовом. Лишь в ней содержится откровение дела Божьего, которое через все века распространяется во вселенной. В одной из последующих глав о Церкви мы возвратимся к этой теме. Здесь же мы лишь отметим, что совершившееся на Голгофе прежде всего касается Церкви. Она была избрана от вечности, чтобы стать орудием Божьего откровения.
Порой утверждают, что самое значительное событие, характеризующее наш век,- лишение Библии ореола непогрешимости. Какая нелепость! Величайшей действительностью нашего века является призвание Церкви. Она избрана из всех народов как орудие и носительница вечно пребывающего откровения силы и славы Божьей. Это Божественный план для нашего времени. Да сохранит нас Господь от отчаяния, которое охватило бы нас, если бы мы захотели заняться чем-то другим, а не тем, что служит осуществлению Божьего плана. Призвание и собрание членов Тела Христова посредством Духа Святого, а также усовершение этого Тела, Церкви, ко времени второго пришествия Господа - вот то служение, к которому Он призвал нас. Здесь проходит граница; однако перспектива вполне достаточна. Если мы силой Духа Святого пребываем в этом откровении, то испытаем, что оно наполняет каждый момент нашей жизни до конца наших дней, мало их будет или много. Будем же прилагать старание, чтобы осознавать Тело Христово и трудиться над его созиданием и усовершением, подготавливая пришествие Господа.
Теперь мы от благословенного креста Христова, от первой сферы его действия перейдем к некоторым основным истинам, которые содержатся в Теле Христовом и в Его кресте. Многое здесь затрагивает области, выходящие за пределы темы о Церкви, Теле Христа, и касающиеся дальнейших планов Божьих. Каждая из этих истин - подлинное сокровище, сокрытое в Теле Христа.
КРЕСТ И ЛИЧНОСТЬ ХРИСТА
Первая из четырех основных спиц колеса на нашей схеме указывает на Личность Христа. Если мы действительно желаем постичь смысл креста, необходимо, чтобы Личность Господа Иисуса внутренне открылась нам. Здесь перед нами не обычный крест, на котором умирает человек, жертвуя собой ради своих братьев. Этот крест означает нечто гораздо большее. Есть лишь один крест, который может осуществить Божественные планы в отношении человечества. Это единственный в своем роде крест. Но прежде, чем мы сможем постичь истинную цену и значение Голгофы, нам необходимо познать, Кто такой Иисус. Чудо личного переживания креста, его действия в нас кроется в откровении Иисуса. Когда мы верой принимаем значение Голгофы, даже не будучи в состоянии постичь разумом всю важность того, что произошло там, когда мы в глубоком благоговении просим Бога, чтобы крест производил в нас свое действие, тогда посредством работы Духа Святого мы познаем, что это не обычный крест. Мы касаемся области, которая включает в себя необъятность Личности Христа.
Иудеи и эллины с презрением и насмешкой отвращались от креста, смотря на него, как на нечто в высшей степени противоречащее здравому смыслу, позорное и безумное. Он стал для них соблазном. Но им предстояло обнаружить в этом кресте тайную силу, которая проявилась в Церкви и через Церковь, Тело Христа, переживающую в те дни свое становление; силу, которая могла низлагать империи, изменять ход истории и посрамлять человеческую мудрость.
В Первом послании к Коринфянам, во второй главе, мы читаем, как власти века сего распяли Господа славы. Как они хвалились своей мудростью, выставляли напоказ свои академические успехи, превозносили свою ученость и свои философские системы! Но вот в одно из таких мест - в самый центр мирской мудрости - приходит Павел и говорит: «И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого; и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете». Мы «проповедуем премудрость Божию,-продолжает апостол; он ставит эту премудрость выше самой высокой мирской мудрости: тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал». Что же это за премудрость?
Обратимся к предыдущей главе. «Слово о кресте... юродство есть». Словосочетание «слово о кресте» представляет собой Логос креста. Это емкое и законченное в самом себе слово «Логос» означает персонифицированную премудрость, или Божественное сознание, премудрость, или мысль, сокрытую в мироздании и явленную посредством Божьих творческих действий. В начале был Логос, и Логос был у Бога, и Бог был Логос (Ин. 1,1). «Христа распятого... Божию премудрость» (1 Кор. 1,24). Апостол говорит здесь, что вся премудрость, вся бесконечная мудрость Божья сосредоточена в кресте Господа Иисуса. «Логос креста», Божественное сознание, или мысль, мудрость креста, стоит выше всякой мирской мудрости. «Мы проповедуем Христа распятого»,-говорит Павел. Бог определил, чтобы мир увидел нечто в кресте: то, что бесконечно и возвещается в Теле Христа и посредством этого Тела.
Все попытки уничтожить эту истину обречены на провал. Ни насильственные меры, ни власть, ни человеческий разум - ничто не в состоянии сделать это. Нерон, этот дьявол в человеческом обличье, хотел одним ужасным кровавым актом, жертвой которого пали тысячи последователей Христа, стереть с лица земли всякое свидетельство об Иисусе. Однако и он вынужден был признать невозможность исполнения своего намерения. Это свидетельство нельзя искоренить. Чем больше проливалось крови, тем оно было более действенным и плодоносным. Все сатанинские нападки, направленные против этого свидетельства, от первого рассеяния церкви в Иерусалиме и до ужасных гонений по сей день,— все это бумерангом возвращается к врагу и разрушает его действия. А свидетельство растет и укореняется. В этом кресте сокрыто нечто такое, что бесконечно в своей мудрости и в своем влиянии.
В одном из своих посланий апостол, передавая приветы, приводит интересное выражение, в котором чувствуется скрытая ирония: «Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома». Наверху в доме кесаря вынашивались планы и строились козни, чтобы искоренить это Имя и это свидетельство; а внизу жили святые люди, которые готовили пищу кесарю и служили ему в его доме. Почему они там? Бог весьма изобретателен; здесь тайна, которую мы не можем постичь. Это Логос креста, явленный в Личности Христа. Он сделался для нас премудростью Божьей.
Если мы хотим познать Иисуса Христа, нам необходимо внутренне пережить крест, поскольку основание Его власти и силы находится в кресте. Когда крест проникает в нашу жизнь и целиком овладевает нами, нам становится понятно, что речь здесь идет не только об исповедании веры или о символе. То, что мы приняли, представляет собой абсолютную и бесконечную силу Божью, которая отныне действует в нас. Сам Христос должен сделать для нас понятным смысл и сущность креста. Учение о Личности Иисуса или какую бы то ни было сторону нашего христианского учения мы не можем отделить от креста, который нам необходимо пережить в самой нашей сущности. Для того чтобы действительно познать Иисуса Христа, мы должны познать Его распятие в самом глубоком смысле этого слова. Здесь речь идет не только о распятии физическом, что является человеческой стороной. Речь здесь идет о смерти Христа, то есть о том, что непостижимо для нас, что сокрыто за распятием.
Таким образом, в выражении «Логос, вечный Логос» содержится нечто гораздо большее, чем мы себе представляем. Это Бог во Христе. Это величайшее чудо воплощения и креста. В настоящий момент мы не станем затрагивать никакой другой стороны Личности Христа и лишь подчеркнем, что «в Нем обитает вся полнота Божества телесно». Когда Бог воскресил Иисуса из мертвых, проявилось все величие могущества бесконечного Бога. «И как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых...» (Еф. 1,19-20). Все это совершилось посредством креста.
Если принять во внимание этот мир, восприятие Личности Христа должно в известном смысле иметь вселенский характер, так как Христос в Себе Самом универсален. Он не связан ни со временем, ни с национальностью. Он из всех наций и из всех времен. Мы не можем ограничить Его временным промежутком или рамками какой-то нации. Другое широко распространенное представление о Нем делает Его идеалом народов; при этом крест устраняется. Есть и так называемое евангельское представление о Христе, при котором крест проповедуется с большой осторожностью, чтобы не вызвать соблазна. Истолкование и, применение креста сильно ослаблено из опасения, что из-за этого будет отклонена сама проповедь. А если мы избегаем креста в его глубочайшем значении, то нам обеспечен успех.
Мы знаем, возлюбленные, что то, о чем мы сейчас говорим, истинно как по отношению к миру, так и по отношению к христианским общинам. Да, люди хотят проповедовать исторического, героического Христа, делая Его своего рода идиллией, но не желают говорить о кресте и заместительных страданиях. Даже в евангельских кругах нам говорят: «Конечно, мы хотим принять Христа как нашего Искупителя; но что касается крестного отождествления со Христом - это другое дело. Давайте лучше об этом не говорить. Мы готовы принять объективную сторону, но не навязывайте нам субъективную». Чем ближе ко кресту, тем меньше последователей. Чем полнее воспринимается глубокий смысл креста, его сущность, тем меньше на пути попутчиков. Здесь глубочайшие переживания Иисуса Христа. И мы не сможем по-настоящему познать Его без проникновения в глубочайшую тайну Голгофы.
КРЕСТ И ДУХ СВЯТОЙ
Мы переходим ко второй из основных спиц колеса на нашем рисунке: Дух Святой. Для некоторых детей Божьих эта тема стала главной в их беседах и проповедях. Они ни о чем другом не могут говорить, как только о Духе Святом. Здесь кроется опасность. Если рассматривать Духа Святого как нечто отдельное, можно впасть в односторонность. В Священном Писании тема о Духе Святом не обособлена, а всегда соединена с целым. Крест необходим, как связующее звено, поддерживающее духовное равновесие. Излияние Духа Святого и Его действие в своей глубочайшей основе связаны с крестом и прежде всего предназначены для Тела Христова. Дух Святой прежде всего предназначен Церкви, для Церкви и в Церкви. Он действует через Церковь.
Возможно, члены ее еще не пережили духовного возрождения. Однако Дух Святой знает предвечный план Божий, избрание тех, кого Бог предузнал. Мы имеем здесь в виду не то особое избрание, которое, согласно кальвинистскому учению о предопределении, одним дарует вечную жизнь, а других посылает в погибель. Мы говорим о том избрании, которое основано на Божественном предузнании. Бог от вечности знал, каким образом будет использован Его величайший дар - свободная воля. Иначе и быть не может: Он должен знать, какое решение мы примем в отношении Христа. «Кого Он предузнал, тем и предопределил...» Бог отметил их не на основании особой к ним благосклонности, а потому, что предузнал их. Речь здесь идет о Церкви.
В Теле Христа есть члены, которые еще не спасены и не возрождены. Дух Святой предназначен им, как и всему Телу Христову. Имеются в виду все члены, в том числе и те, которые еще не родились, будь то духовно или телесно, чтобы наполнить число избранных и сделать это посредством креста. Дух Святой ничего не хочет делать без креста. Он сохраняет каждого в соединении с крестом, не допуская, чтобы эта связь хотя бы на мгновение прервалась. Другими словами, Он заботится о том, чтобы крест в его глубочайшем значении действовал в каждом члене Тела Христова. Дух Святой - величайший дар, предназначенный и данный Церкви. Он утешает нас; Он помогает нам; Он действует через Церковь, в которой обитает. Церковь - Его орудие, вызванное к жизни посредством того, что совершилось на Голгофе.
Работа Духа Святого многостороння. Как мы уже отмечали, Он начинает действовать до обращения, трудясь прежде всего над теми, кто должен наследовать спасение. После обращения действие Духа Святого продолжается. Мы не сможем здесь рассмотреть все детали Его работы; отметим лишь, что все они имеют свои особенности. У каждой из них свое значение. Каждое Его проявление содержит в себе особый смысл. Помазание и исполнение Духом - не одно и то же. Просвещение и откровение - понятия разные. Различие между откровением и просвещением заметно не сразу. Откровение что-то представляет человеку, тогда как просвещение - даруемая Духом Святым способность внутренне постигать откровение. Одного откровения недостаточно. Мы нуждаемся в просвещении, чтобы правильно понять откровение. Мы нуждаемся в просвещенных очах сердца, чтобы быть в состоянии «постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову». Различие между просвещением и истолкованием нам знакомо. «...И начали говорить... как Дух давал им провещавать» (Деян. 2,4). Павел просил своих единоверцев молиться о нем, чтобы ему «дано было слово». Нам необходимо внутренне постигать откровение, получая просвещение от Духа Святого. Но чтобы облечь эти бесконечные истины в слова, мы нуждаемся в чем-то еще более значительном. Откровения могут стать мучительным бременем, под которым душа внутренне стенает, пока не будет дано слово, позволяющее выразить их. Мы по опыту знаем, как страдает и воздыхает душа под этим бременем. Откровения, имеющие далеко идущие последствия для Тела Христова, потрясающи. Однако недостаточно того, о чем просил молиться Павел. Слова не смогут выразить всю глубину истины, если еще не пришло время открыть ее. Дух Святой должен дать эту способность. О, если бы все наши речи, проповеди и поучения исходили от Духа Святого!
Еще одно служение Духа Святого - управление в Теле Христовом. Дух Святой ожидает, чтобы мы отложили в сторону все наши собственные программы, даже в деле руководства и организации наших богослужений, например, в назначении проповедников. Мы не должны препятствовать Духу Святому; Он должен иметь полную, ничем не ограниченную свободу. Всюду, где Дух Святой может действовать беспрепятственно, наступает чудное единство и гармония. Здесь мы лишь бегло коснулись области Его служения управления. Мы постоянно хотим осуществлять наши собственные замыслы и планы. Мы берем дело в свои руки и начинаем прилагать все усилия, чтобы достигнуть цели. Но определять, кто и когда должен говорить слово в наших собраниях,- не наша задача. Все должно совершаться под руководством Духа Святого, иначе мы ничего не достигнем. Как Божественный Управитель, Дух Святой многоразлично действует в Церкви.
Наконец, нам необходимо осознать, что Дух Святой должен овладеть каждой частицей нашего существа, должен осуществлять в нас и через нас Свое руководящее служение. Он выступает против всякого беспорядка, поправляя и направляя все. Бесполезно просить, чтобы Дух Святой поправил причиненное нам зло, если мы сами навлекли его на себя. Но если Дух Святой сможет беспрепятственно совершать Свое руководящее служение в Теле Христовом, то горе тому, кто, подобно Анании и Сапфире, попытается обмануть Его! Дух Святой не оставит это без наказания. Какой глубокий покой производит осознание того, что нам не нужно беспокоиться, когда речь идет о свидетельстве Господа Иисуса в Духе Святом! Если наше хождение действительно совершается в Духе и под руководством Духа Святого, если источник нашего свидетельства находится в Нем, то Он и будет совершать все; мы будем лишь Его соработниками. Нам не нужно беспокоиться. Если кто-то коснется помазанника Господня, мы увидим, как без нашего вмешательства огонь выйдет из жертвенника. Сам Христос, полнота Которого выражена в Теле Его, вступится за нас. Ищем ли мы защиты и избавления, хотим ли быть оправданными на суде за Иисуса и Его свидетельство - нам не нужно брать все в свои руки. Мы должны ясно сознавать, в Духе ли это дело и Им ли оно руководимо или здесь осуществляются наши собственные планы и программы.
Если мы руководимы Духом Святым, то Господь будет охранять совершаемое нами дело, потому что оно Его. Если же мы пытаемся найти выход из положения без Него, руководствуясь собственными желаниями и мотивами, действуя по мудрости «природного» человека, то мы угашаем Духа Святого и препятствуем Ему сохранять и защищать интересы Господа. Эта истина проявляется везде: когда решается вопрос о руководстве Телом Христовым, на суде, в других сферах. Нам хорошо знакомы слова: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Предвечные Божественные определения относятся к каждому члену Тела Христова. Бог говорит в Церкви посредством Духа Святого тем, которые служат Ему: «Моя рука лежит на том или этом, возложите на них руки от Моего имени». «Тогда они... возложивши на них руки, отпустили их» (Деян. 13,3). Здесь проявилось духовное действие. Позже мы видим, каким образом Дух Святой осуществлял руководство в служении и жизни апостолов. Сказано: «Дух не допустил их», или они шли «по влечению Духа». Когда Дух Святой осуществляет надзор в Теле Христовом, имея при этом полную свободу, тогда Его действия безграничны. Но достичь этого можно только тогда, когда в нашей жизни будет действовать крест, испытывая наши мотивы и устраняя личные интересы, которые мы выдаем за интересы Царства Божьего. Плотская сущность должна быть распята именно в Церкви, так как лишь в Церкви познается истинная природа плоти. В нас должен действовать крест, устраняя наше «я», чтобы Христос занял подобающее Ему место, как написано: «Уже не я живу...» Дух Святой действует посредством креста в каждой области нашей жизни, и именно крест прокладывает Ему путь в Церкви. Богатство и важность этой истины невозможно переоценить.
КРЕСТ КАК ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Прежде чем перейти к следующему вопросу, нам необходимо на короткое время прерваться, чтобы указать на один важный момент. Истина, что крест повсюду занимает центральное место, должна быть пережита лично каждым. Было бы весьма интересно и поучительно проследить по Библии развитие истории человечества, чтобы увидеть, что крест повсюду занимает центральное место. Результатом такого исследования легко может стать то, что мы начнем учить и проповедовать о всеобъемлющем значении креста. Но, несмотря на притягательную силу, которая сокрыта в этом учении для нас и для наших слушателей, цель не будет достигнута и наше благовестие останется бездейственным.
Читатели извинят меня, если я упомяну здесь о личном опыте, на основании которого я убедился в истинности этого факта. Различие между моими сегодняшними проповедями и проповедями прошлых лет состоит не в словах, а во внутреннем опыте, который, как я думаю, содержит в себе новую ударную силу. Значение и место креста в большей мере открылось мне через Священное Писание, а не при изучении теологии. Слово о кресте было постоянно на моих устах как в проповеди, так и в беседах. Я постоянно подчеркивал центральное положение, которое должна занимать Голгофа по отношению ко всякой другой догматической истине. Однако, возлюбленные, какое огромное различие между теоретическим знанием истины и личным ее переживанием! Настал день, когда все это с ужасной силой поднялось против меня и, подобно боевому топору, поразило меня. Это была моя смерть. Двери позади моего прошлого захлопнулись, и на них было написано: «Напрасно». То, чему я учил и о чем проповедовал на протяжении долгих лет, не устояло перед испытанием. Теория не согласовывалась с практикой. В те тяжелые, темные, наполненные страхом часы мне открылось глубокое значение креста. Вся теология, все знание Библии, которым я так гордился и которое касалось в основном внешнего построения Библии и ее содержания, рухнули вместе с моим «я». Это был конец! Но в этот день началось нечто новое!
Однако мы не будем останавливаться на личном опыте. Он должен лишь помочь внести ясность в данный вопрос. Лучше со всей серьезностью спросим себя: был ли в нашей жизни такой день или такой час, когда наш ветхий человек умер? Привел ли нас крест к познанию того, что собственными силами мы ничего не достигнем в нашей христианской деятельности - ни как проповедники, ни как учители, ни просто как работники в Божьем Царстве? Проник ли крест в самые сокровенные области нашего существа? Убеждены ли мы, что в себе самих мы ничего не имеем и сами по себе ничего не можем и что если мы хотим быть способными служить Богу, то Он Сам должен вмешаться посредством Своей «державной силы, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых»? Был ли в нашей жизни такой день, или неделя, или месяц, или год (некоторым нужен длительный период), когда слово о кресте действовало в нас подобно Божьему молоту, разбивающему скалу? Такова реальность креста, если он проник в нашу сущность и является центром нашего духовного опыта. Наш разум, наши чувства, наша природная воля могут вести нас неверно; поэтому необходимо, чтобы крест проник в нашу внутренность. И действие это столь потрясающе, что душа, ошеломленная и смущенная, начинает трепетать от силы откровения. Разум не способен охватить величие откровения. Воля не может соответствовать тем требованиям, которые ставит перед нами крест; чувства слишком бедны, чтобы отразить величие происходящего в нас. Пережили ли мы таким образом крест в своем духе? Необходимо помнить, что прежде всего крест должен проникнуть в наш дух. Если мы попытаемся добиться духовных результатов или произвести их посредством рассудочного познания креста, мы испытаем духовную несостоятельность. Если наши мотивы эгоистичны, если мы ищем откровений для себя, чтобы затем сообщить их другим через нашу чувственную жизнь, мы не достигнем цели. Нам необходимо изменить свое отношение к этим вопросам.
Удивительно, как серьезные, истинные христиане, мужчины и женщины, не осознают этого. Я имею в виду то противоречие, которое возникает, когда, с одной стороны, энергично противостоят современной теологии и отвергают ее толкование Священного Писания, а с другой стороны, открывают дверь для современной психологии. Откуда происходит наша психология? От Платона, Аристотеля, то есть от язычников! На них основана современная психология. Христианские теологи, в том числе и современные, без всякого стеснения пользуются ею. Мы достаточно хорошо знаем, что современная психология признает наличие в человеке лишь двух элементов: души и тела, или сознания и материи. Третий элемент принят с большими трудностями и оговорками в качестве так называемого «подсознания», которое противопоставляется первым двум. Библия называет его человеческим духом. Это глубочайшее и высочайшее, что есть в человеке, где отмечается все доброе и худое, чтобы уже никогда не исчезнуть, но обнаружиться в день суда. Истинность этого факта своего рода ад для тех, кто не испытал на себе искупительного действия креста Христова. Другими словами, в наши дни психоаналитик анализирует человеческую жизнь. Он помогает человеку вспомнить прошлое, но у него нет средств, чтобы освободить от этого прошлого. Это и есть начало ада. Самоубийство, психиатрическая больница и тому подобное являются следствием таких мук. Когда обнаруживается истинное состояние нашей сущности, но нет возвещения благой вести о кресте, тогда начинается ад внутри нас.
К счастью, над духом человека есть своего рода покров.
Существует временное забвение, пока внутри нас не откроется крест. Лишь тогда в свете этого откровения могут обнаружиться глубины нашей сущности без того, чтобы ввергнуть нас в пучину отчаяния. Весь грех, вся наша вина снимаются с нас и погружаются в еще более глубокую «пучину морскую». В этом наше спасение. Однако в центре, в самой глубине нашей сущности, в нашем духе должен стоять крест. Возлюбленные, возможно, мы не в состоянии во всей полноте постичь значение этой истины, когда она откроется нам. Мы не понимаем ее. Мы ошеломлены. Это слишком потрясающе, и наши чувства цепенеют, наша воля оказывается парализованной. Крест сокрушает нас, и мы входим в смерть. И только посредством силы Его воскресения наш дух оживает и укрепляется, чтобы вновь воспрянуть. Мы не способны идти крестным путем самостоятельно. Лишь когда в нашем духе начинается жизнь воскресения, мы в состоянии взять на себя крест.
Эти пространные рассуждения проясняют нам некоторые вопросы. Но мы хотим здесь подчеркнуть то, что нас постоянно занимает: одного учения недостаточно, каким бы правильным оно ни было. Нам необходимо усвоить это практически. Сущность креста Христова невозможно найти в теологии или в Библии, если ее рассматривать лишь во внешней форме, как книгу, или в христианском учении, или на кафедре. Крест необходимо пережить внутренне, в нашем духе; он должен захватить нашу внутреннюю сущность и оттуда пронизывать всякую нашу деятельность. Наше мышление и наши рассуждения, наше хождение, наша речь, наше молчание, образ действий в делах нашей фирмы, в нашем доме - отныне все находится под руководством духа и закона креста, который действует в нас. Все теперь рассматривается в свете креста - не рассудочно, а духовно. Нами постоянно руководит внутренняя сила духа, привлекая нас к ответственности, когда мы сказали не то, что нужно. Сила креста действует в нас и останавливает нас. Лучше бы мы не говорили этого слова или иначе выразили свою мысль; мы знаем это, хотя никто нам этого не говорил. Это нечто чудесное, когда люди дисциплинируются духом и крест посредством духа становится живым центром во внутреннем человеке, чтобы судить и убивать плотскую сущность.
О, если бы мы уже пришли к этому и могли крепко держаться этого во всем нашем служении! Возлюбленные, откровения и призвания недостаточно. Ты труженик в Царстве Божьем, учитель воскресной школы, служитель Господа в какой-то особой области? Да, ты веришь, что получил особое поручение от Господа; в этом у тебя нет никаких сомнений. Ты предоставил это дело Богу, ты молился о нем. Ты убежден, что исполняешь волю Божью. Небо и земля должны прийти в движение, чтобы убедить тебя в обратном. Возможно, Господь в славе Своей явился тебе и призвал тебя. Он открылся тебе, чтобы ты возвещал Его откровение. Но этого недостаточно. Слушай! Господь явился Моисею, дал ему откровение и сказал: «Иди!» Основанием его поручения было откровение Божье, проникновение в Его планы. «Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его». Тебя никогда не встречал Господь, чтобы воспрепятствовать тебе, когда ты хотел исполнить Его поручение? Здесь откровение и призвание несомненны. Однако же так написано. И так бывает. Вместо того, чтобы ты мог продвигаться вперед, тебя останавливают. «...Встретил его Господь и хотел умертвить его». Почему? Потому, что он не совершил знак завета - обрезание. Это символ Крови, которая охраняет нас и посредством которой устраняется греховное тело плоти (Кол. 2,11).
Лишь тогда, когда крест проник в нашу сущность, может проявиться данное нам откровение и благословенно исполняться порученное нам. Можно говорить о Божественных откровениях в плотской ревности; но если здесь будет примешана плоть, исполнение воли Божьей лишится силы. Крест должен действовать и в служении нашему Господу, как центральный пункт всей нашей деятельности.
Является ли крест живым и действенным в нас? Все зависит от этого, все изменяется под влиянием креста: наш взгляд в будущее, наши убеждения, наше внутреннее сознание, наши отношения. Мы уже не можем смотреть на вещи с человеческой точки зрения. Плод в христианских делах зависит не от того, наполнена ли наша церковь, много ли у нас приверженцев, проявляются ли внешние признаки успеха. Признаки могут быть хорошими и правильными, но плод зависит не от этого. Мерилом его является духовная способность. Позже мы еще возвратимся и посмотрим, как это совершается посредством креста. Духовное восприятие и познание занимает место природного; новое откровение наполняет нас, даруя нам полное удовлетворение.
Настоящий раздел ясно показывает, что в основе столь великого спасения (Евр. 2,3) лежит крест, посредством которого оно и действует. Мы употребляем выражение «столь великое спасение», потому что оно глубоко и всеохватывающе. Мы не объясняем его более подробно, так как оно достаточно знакомо вам. Каждое слово на нашей схеме касается какой-то особой стороны этого всеохватывающего спасения.
Заместительство: первый пункт в этом столь великом спасении. Один умер за многих.
Подобие: «Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим. 6,5). «Если один умер за всех, то все умерли» (2 Кор. 5,14). Это означает, что все включены в эту заместительную смерть.
Искупление: Для того чтобы охватить особое значение этого понятия, нам нужно только спросить себя: «В каком состоянии находится человек на том или ином этапе?» К примеру, какое состояние указывает нам на необходимость искупления? «Я... продан греху», поэтому необходимо «искупление удела Его» (Еф. 1,14). «...Вы куплены дорогою ценою» (1 Кор. 6,20; 7,23).
Оправдание: Через оправдание нам даровано такое положение, будто мы никогда не согрешали. Это чудо оправдания! Однако мы не должны забывать, что оно возможно лишь в результате смерти. «Ибо умерший освободился от греха» (Рим. 6,7). Один должен был умереть, включив в эту смерть весь человеческий род, чтобы мы обрели такое положение перед Богом, словно никогда не согрешали! Какое чудное положение!
Примирение: Это выражение говорит о предшествующем состоянии человека, которое характеризуется враждой, сопротивлением, отчуждением, борьбой. Крест совершенно устраняет корень такой враждебности.
Обновление: Возможно, мы не вполне осознаем различие между обновлением и возрождением. Это не родственные понятия. Хотя они выражают одну и ту же мысль, означают они не одно и то же. Обновление указывает на новый род и характеризует вид этого рода, в то время как с возрождением связано наше сыновство. Оно несет в себе дар усыновления, дух сыновства. Мы родились от Бога, мы сыны Божьи. Если мы новое творение, если мы обновлены, то получаем дар сыновства в этом новом роде.
Освящение и прославление: Эти ступени нам хорошо известны, но их истоки и происхождение - в кресте. Однако необходимо заметить, что эти дары благодати, как и все то, о чем мы говорили и еще будем говорить, в первую очередь предназначены Церкви и в настоящее время находят свое выражение в Церкви. Все принадлежит избранному Телу Христову. Понятно, что многие оказываются вне этого спасения. Но не по вине Бога. Вина лежит на тех, кто уклоняется от спасения. Для тех, кого Бог предузнал и в ком теперь осуществляет «столь великое спасение», у Него есть все, что включает в себя это спасение. Может возникнуть вопрос: «Разве это имеет особое значение?» На что мы отвечаем: Богу нужно особое орудие, посредством которого Он может передать это «столь великое спасение». Передать его можно лишь на пути опыта, на пути личного переживания спасения. Каждый может проповедовать Евангелие как учение, как систему, как теорию; но лишь те, кто внутренне пережил Евангелие и кого это Евангелие преобразовало, действительно могут эффективно возвещать весть спасения. Другими словами, если «столь великое спасение» связано с крестом, то необходимо наличие «тела», которое пережило бы крест, чтобы затем быть способным предлагать людям поистине спасительную весть. Это тело должно быть избранным по Божьему предузнанию, телом, которое не может погибнуть. Оно необходимо Христу и потому непоколебимо, как и Сам Христос. Лишь в той мере, в какой мы внутренне пережили Голгофу, наша проповедь Евангелия имеет вечную ценность. Или, выражаясь иначе, мы должны отождествиться с Евангелием и Евангелие должно слиться с нами, чтобы мы могли передавать его в силе Духа.
Бог нуждается в человеческой жизни, или в верующих, которым Он не только может открыть Благую весть, но в которых может осуществить ее как живой опыт. Христу было необходимо претерпеть вместо нас крест до самых глубин, чтобы сделать действенной спасительную весть и сообщить ее во вселенной. Мы не можем просто выучить и проповедовать истины Священного Писания, назидая таким образом церковь. Этого недостаточно. В этом состоит трагедия современной проповеди. Бог не имеет ничего общего с такой проповедью и не проявляет к ней интереса. Он хочет привлечь к Себе Своих посредством креста. Он хочет поместить крест в саму их сущность, осуществляя в них все его значение. Посредством таких людей Бог хочет излучать те силы, источником которых является Голгофа, затрагивая все более отдаленные уголки вселенной, пока «начальства и власти» не ощутят на себе действие этих сил. В этом задача Церкви. Благая весть нуждается в Церкви. Крест и связанная с ним спасительная весть действуют через Церковь. Церковь, согласно предвечному Божьему определению, представляет собой Тело, во внутренней сущности которого крест стал живым опытом.
Церковь - Тело Христа. Все, что касается Главы, имеет отношение и к Телу. Искупление во Христе означает как личное, так и общее искупление, однако в большей мере это личное, индивидуальное искупление. Испытание крестом особым образом проявляется в общении и в совместной жизни единоверцев. Как бывает трудно детям Божьим жить дружно вместе! Совместная жизнь и совместный труд — самые сложные проблемы христиан. Враг обращает особое внимание на совместную жизнь христиан, постоянно стараясь разрушать ее. Здесь особенно необходимо действие креста, чтобы привести нас на почву воскресения, где мы уже знаем друг друга не по плоти (по внешним человеческим качествам), но по духу. Церковь нуждается в кресте, и крест нуждается в Церкви.
КРЕСТ, ЦЕРКОВЬ И ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТА
Теперь мы переходим к четвертой спице внутреннего круга. Она представляет учение о втором пришествии Христа.
В наши дни бытует опасная тенденция представлять второе пришествие Господа как отдельное учение в отрыве от целого, о чем мы упоминали в главе о Духе Святом. Эти истины выхватываются из контекста, и из них создаются особые учения. Мы благодарны Богу за тот звук трубы, который известит о втором пришествии Господа, но мы не должны забывать, что это учение относительно и не может преподноситься в отрыве от других евангельских истин. В противном случае нам грозит опасность стать просто исследователями пророческого слова, своего рода экспертами во всем, что касается дат, а также исторических событий и географических экскурсов. В духовном отношении мы ничего не достигнем. Хотя мы и сможем затронуть чувства людей романтикой этого учения, сердца останутся неизмененными, поскольку мы не сможем сообщить им динамические духовные силы, которые одни способны совершать определенное действие. Итак, в связи с нашей темой нам необходимо осознать два основных фактора: второе пришествие Христа тесно связано с крестом и находит свое выражение в Теле Христовом. Христос явится лишь тогда, когда прогрессирующее, совершаемое Духом Святым отделение тех, кто принадлежит Ему, достигнет своего завершения. Если мы ожидаем восхищения как особого события, которое будет отмечено в истории как внезапный переход от земли к небу, и не осознаем, что Дух Святой послан для того, чтобы более и более вести нас на путь креста (как Елиезер вел невесту Исааку, см. Быт. 24), то явление Христа будет для нас скорее всего чем-то страшным. Посредством действия креста нам необходимо внутренне оторваться от земного и привязаться к небесному; каждый день нам нужно все больше стремиться к небесному. Все в нашей жизни должно преобразоваться по небесному образцу. Если мы, подобно Еноху, хотим сделать тот шаг, который приведет нас в присутствие Божье, нам необходимо ежедневно ходить в Божьем присутствии, не привязываясь к земному. И тогда явление Господа не ошеломит нас и не приведет в замешательство. Его приход не повлечет за собой какого-то ужасного переворота, к которому нам необходимо будет привыкнуть. Мы, почти не осознавая этого, окажемся у Него. Мы перейдем к Нему, так как постоянно шли в этом направлении. Как сказал Петр, мы «странники и пришельцы». Земное становится для нас все более чуждым, а небесное - все более родным. Это прогрессирующее восхищение. Когда Елиезер по поручению Авраама нашел невесту его сыну Исааку, ей пришлось пройти длинный путь. Но последний шаг - встреча с Исааком - не был тяжелым. Ревекке нужно было лишь сойти с верблюда, который все время шел по направлению к Исааку. Для нее прибытие в другую страну не было неожиданностью, как некоторые дети Божьи рассматривают второе пришествие Господа.
Испытаем самих себя и спросим: к земному или к небесному направлены наши устремления? На нашей схеме изображены два голубых круга. Голубой - цвет неба - указывает на Церковь в небесах. Там она соединится со своим Господом. Церковь представляет собой небесное тело. Вся ее история - преобразование в то, чем она должна быть по замыслу Божьему. Такова цель нашего хождения по духу и в духе. Плотская сущность, как и все, что принадлежит земному, отпадет. Мы достигнем высшей точки нашего хождения верой. Хождение верой - это хождение в вере. Повинуясь закону веры, мы все более и более будем освобождаться от того, к чему еще привязаны наши чувства, и через это наш духовный опыт будет обогащаться. Я убежден, что если мы живем по духу, то наше рациональное мышление более и более будет отступать на задний план. Мы познаем, что для нас и для других хождение в вере является величайшей загадкой в творении, величайшей тайной вселенной. Так оно и есть, если рассматривать это с чисто интеллектуальной, рассудочной точки зрения. Просто потрясающе, что делает Бог, как Он вводит нас в область, где мы лишь в духе можем следовать за Ним. В своем духе мы знаем, что то, во что мы введены, правильно. Мы не можем ни идти куда-то в другое место, ни быть другими. Мы знаем, что от этого зависит наша жизнь до самой вечности; однако мы не можем объяснить, что Господь хочет, что Он делает и почему ведет нас именно таким путем. Всякая попытка следовать за Ним по плоти обречена на провал.
Некоторые из нас давно оставили тот путь, по которому Господь ведет нас. Да, хождение по вере - это хождение верой. Мы все более и более понимаем это. Наконец мы достигаем высшего пункта веры и входим к Господу, где нам вполне открывается и становится ясным значение Его действий по отношению к нам, все то, что в жизни было нам неясным. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (когда мы следуем за Господом, нашей плотской сущности кажется, будто зеркало становится все более тусклым), тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти (о, как мало мы знаем по сравнению с областью Его великих тайн!), а тогда познаю, подобно как я познан» (познан Им, а не другими людьми). Это высший пункт хождения верой, завершение нашего соединения с Ним в вечности. То, кем мы становимся через наше отождествление с Ним и наше с Ним соединение верою, будет все более и более осуществляться. «Бог... нас посадил на небесах во Христе Иисусе», и в Нем мы преобразимся в небесное тело. Довершением этой духовной реальности будет явление нашего Господа. Таким образом, Тело Христа развивается по собственным духовным законам под влиянием креста, требования и действия которого представляют для нас все более глубокую тайну, чтобы наконец Господь мог возвратиться к нам. Второе пришествие Господа нельзя расценивать только как историческое отдельное событие: оно связано с духовным процессом, который происходит в Теле Христовом и который наконец придет к своему завершению.
Однако необходимо указать, что мы не хотим истолковывать второе пришествие Христа лишь в духовном смысле. Мы непоколебимо верим в историческое событие, которое должно произойти. Но мы смотрим на него как на кульминационный момент прогрессирующего духовного развития, без которого не может произойти восхищение к Господу.
О ЦЕРКВИ ИИСУСА
Первая глава Послания к Ефесянам заканчивается словами: «...и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем». Другими словами, Церковь представляет собой облик Иисуса Христа, или Его дополнение.
Она - носительница или проводник всего того, чем обладает распятый, воскресший, вознесшийся на небо и прославленный Христос, Его избранное орудие, посредством которого Он хочет открыть Себя во всей полноте. Христос нуждается в Церкви, которая есть Тело Его, чтобы открыть Себя полностью и окончательно. Ему угодно открывать Себя не без Своей Церкви, а лишь посредством Своего совершенного Тела. Эта Церковь, Тело Его, должна стать носительницей высочайшего и бесконечного откровения Христа. Ее полнота относительна, подобно тому как относительна наша полнота. Мы в состоянии познавать полноту Христову лишь в соединении с другими членами Его Тела. Наша полнота совместная, условная, она возрастает до завершения Тела Христова.
Поэтому основой наших рассуждений будет следующее: крест - весьма важный элемент познания Христа, посредством которого можно познавать всю силу и положение Личности Христа; Церковь же - тот канал, через который всей вселенной открывается истинная природа Личности Христа при действии креста. То, что касается Личности Христа, открывает также Дух Святой. Он взял на Себя труд открыть Церкви, а также в Церкви и через Церковь Личность Христа, Логос креста. Дух Святой послан Церкви, чтобы действительно приблизить к ней Христа распятого, чтобы Еванге лие, оживотворенное опытом креста, могло быть возвещено до самых окраин вселенной. Это Евангелие представляет собой не теорию, не учение, а нечто такое, что посредством Духа Святого действует в человеческом сердце во всей своей глубине и полноте. Дух Святой пришел, чтобы образовать Тело Христа как орудие, посредством которого Распятый, в глубочайшем значении слова, будет открыт и пережит и «столь великое спасение» будет возвещено во всех уголках вселенной. Действие спасения во всех ступенях, фазах и значениях прежде всего проявляется в Церкви, избранном Теле Христа. Но оно должно быть явлено далеко за пределами Церкви как чудо бесконечной премудрости Божьей.
В главе о втором пришествии Христа мы упоминали, что первый небесный план, содержащий в себе Благую весть, осуществится в Теле Христа посредством Духа Святого. Все, Кем является Христос в Себе Самом, и все, чем Он владеет, находит свое выражение в Теле Его. Это охватывает бесконечную область. Приведем лишь один маленький и хорошо известный пример. Подобно тому как открылось «безмерное величие могущества Его», которым Он воскресил из мертвых Христа (Главу), то же самое «безмерное величие могущества Его» приведет Тело (Церковь) в общение воскресения со Христом. Эта безмерно великая сила Божья будет действовать как живой опыт в Теле Христовом. Это верно и во всех других областях, касающихся Личности Христа. Если Он - жизнь, то Он и свет. Если Он - жизнь и свет, то Он и сила, и слава. Мы можем проследить этот принцип во всех аспектах Его Божественной Личности. Все Его качества посредством Духа Святого будут сообщены Церкви и через Церковь возвещены дальше, до того славного дня, когда откроется вся полнота Христа в Его Теле и через Его Тело и мы поистине сможем сказать, что Церковь и Христос, Тело и Глава, суть одно.
Пусть никто не поймет, будто мы утверждаем, что члены Тела Христова смогут достичь ступени Божества. Мы просто хотим указать на то, что силы и средства, присущие Божеству, действуют в Теле Христовом и через него. Личность Христа тесно связана с орудием, которое призвано открыть Его. Мы часто говорили об этом так: Христос хочет, чтобы новое выражение Его воплощения было Телом, в котором Он занимает центральное место. Касаясь Тела, мы касаемся Христа. Касаясь члена Тела, мы касаемся Христа. «Касающийся вас касается зеницы ока Моего»,- говорит одно из ветхозаветных мест, имеющее новозаветное значение, притом чрезвычайно важное. Апостол Павел почувствовал первые проблески откровения Тела Христова в тот момент, когда услышал голос, говорящий ему: «Что ты гонишь Меня?» Если бы Дух Святой не даровал ему способность правильно уразуметь и внутренне проникнуть в эту истину, то он ответил бы: «Я преследую не Тебя, а этих еретиков, этих изменников, этих последователей Назарянина». Однако он понял, что это одно и то же. Касаться этих людей - значило касаться Того, Кого он отныне стал называть Господом и Кому он с этого момента покорился, чтобы быть научаемым и водимым Им. Это было первым указанием на Тело Христа, которое получил Павел, первым намеком на единство Христа со Своими членами. С того момента познание этого все более углублялось в нем, пока однажды он был особым образом восхищен до третьего неба, где ему полнее открылась эта истина. Но и в этом откровении действует крест. Личность Христа неразрывно связана с Телом Христовым. В этом смысле Тело Христово является Христом.
О всех этих истинах мы нередко говорили; но теперь мы чувствуем побуждение изложить здесь все вверенное нам свидетельство.
Тело Христово представляет собой полноту и выражение Христа. Мы знаем, что многое еще должно совершиться в смысле освящения. В Теле и посредством Тела постоянно должен действовать крест, пока в нем во всей полноте сможет открыться Христос. Через действие креста еще многие должны быть призваны и присоединены к Телу Христа, этому последнему, близкому к завершению откровению Христа. И хотя Тело Христа образует лишь малое стадо, однако Христос живет в каждом члене Своей Церкви (Мф. 18,20).
Это ведет нас к дальнейшим рассуждениям, которые полнее и яснее объяснят сказанное здесь.
Скиния, храм и Церковь
Весьма интересно проследить, как во всем Писании открывается единство Господа и Его храма. Мы уже раньше отмечали, хотя и по другому поводу, что говорит Слово Божье о скинии в связи со свидетельством Иисуса. Сначала мы рассматривали лишь свидетельство как таковое в ковчеге завета, затем сам ковчег, в котором оно находилось. После этого мы перешли к скинии, которая возвышалась над свидетельством. Если свидетельство символизирует внутреннюю реальность Личности Христа, а ковчег - орудие, посредством которого Господь принес это свидетельство в мир в Своем личном воплощении, то скиния указывает на Церковь, которая является Его Телом и вокруг которой собираются люди. Святой Бог, прообразно представленный здесь, находится там, куда люди не могут войти. Однако они входят в скинию и составляют с ней одно. Всякое действие в скинии совершается на основании этого единства.
Четыре прообраза
Скиния и затем храм (храм Соломона, храм Зоровавеля, храм Иерусалимский и храм Иезекииля) символически изображают завершенное дело Христа. Они открывают нам качества Христа, позволяя посмотреть на всю Его деятельность. В книге Откровения есть замечательное описание: «И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» (4,7). «И когда Он [Агнец] взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена, и языка, и народа, и племени» (5,8-9).
Обратимся к Ветхому Завету. Все общество в пустыне было собрано под четыре основных знамени. В книге Чисел мы читаем, что народ был разделен на четыре большие части. Каждая часть имела знамя. Иссахар, Иуда и Завулон собирались под знамя Иуды, на котором был изображен лев. Манассия, Ефрем и Вениамин собирались под знаменем Ефрема с изображением тельца. Симеон, Рувим и Гад располагались под знаменем Рувима, имевшего изображение человеческого лица. Ассир, Дан и Неффалим становились под знамя Дана с изображением орла. В видении храма, которое было дано пророку Иезекиилю, мы опять встречаем эти четыре изображения - льва, тельца, человека и орла. В книге Откровения мы видим, что великое множество собрано вокруг Христа в Его четырехкратном прообразном подобии, чтобы петь новую песнь: «Достоин Ты... ибо Ты был заклан». Мы видим здесь Церковь, соединенную с Христом. Они представляют собой одно целое. Что означают эти четыре прообраза? Они показывают четырехкратное откровение Христа в Церкви.
1. Подобие льва
Христос - лев от колена Иудина. Лев всегда символизирует царское достоинство, суверенную власть. В этом прообразе нам открывается царское владычество Христа в Церкви. Он «выше всего», как говорит апостол, Он Глава. Суверенитет Христа, Его царственная власть осуществляется в Церкви и над Церковью. Она вызвана и собрана Его властью. «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» как в этом веке, так и в будущем. Все, что на небесах и на земле, подчинено Ему. Эта власть Христа должна пребывать в Церкви и через нее проявляться.
Теперь посмотрим, как эта истина осуществлялась в народе израильском, отождествляемом со свидетельством Иисуса, которое было его внутренним жизненным принципом. Иисус был центральным пунктом национальной жизни израильтян; народ составлял с Ним одно. Ни одна нация не могла устоять перед народом израильским, пока Израиль оставался верным этой внутренней реальности своей жизни, сохраняя непоколебимое осознание, что Господь обита-ет среди них, хотя его послушание Богу часто было весьма плачевным. Но когда он оставался в истине, сохраняя верность Богу, когда крест во всем его значении и разнообразном выражении в жертвеннике, жертвоприношениях и священническом служении постоянно управлял его жизнью, когда он устранялся от греха и собственных интересов, чтобы воздавать славу Богу,-тогда и великие мировые владыки склонялись перед ним. Хотя с чисто человеческой точки зрения Израиль по сравнению с мадианитянами, амаликитянами и всеми сынами Востока был в меньшинстве, хотя он не мог равняться с мировыми державами Египтом и Вавилоном, пока он оставался верен своему Богу, его господство над другими было обеспечено. Все окружающие народы должны были почувствовать на себе власть Того, Кто был суверенным Главой Израиля и Кто являл Себя посредством Своего народа.
Все это лишь прообразы. Но если это верно несмотря на все недостатки общества израильтян в пустыне, насколько же больше должно все это отразиться в том, что стоит на почве оправдания! Здесь через крест Бог гарантирует нам полное и окончательное принятие, совершенный доступ к Нему. Мы видим, что основание суверенитета Христа - крест. Если мы действительно переживем крест, то он будет не только предметом теологии, но займет подобающее ему место в жизни Церкви и на его основании суверенная власть Христа сможет обитать в Церкви посредством Духа Святого и являть себя через Церковь. В этом значение льва.
2. Подобие тельца
Мы знаем, что телец символизирует двойной прообраз: служение и жертву. Здесь представлен второй аспект: служение Христа и Его деятельность. Он является слугой Иеговы и Божественной жертвой. Необходимо показать Его в этом двойном качестве - служащим и страдающим. «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мр. 10,45). Здесь в одном предложении представлены оба эти качества. То, что касается главы, должно проявиться и в членах. Пусть читатель простит мне постоянное повторение этой истины. Мы должны стать причастниками скорбей Христовых, восполняя недостаток их в плоти нашей (Кол. 1,24). Участие в этих скорбях - наше служение, как пишет об этом апостол в чудном отрывке Второго послания к Коринфянам: «Так что смерть действует в нас, а жизнь в вас». «Все для вас».
«Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (Мр. 10,38-39). Они знали это. Даже о Савле из Тарса, который некоторое время был слепым орудием Иеговы в руках сатаны, чтобы давать верующим пить из этой чаши, даже о нем было сказано, когда Господь привлек его к Себе как Свой избранный сосуд: «Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое». Апостол упоминает об этих страданиях в главах 4 и 6 Второго послания к Коринфянам. Но мы хотим подчеркнуть здесь ту мысль, что страдать - значит служить. Твое общение с Господом Иисусом приносит тебе страдания. Не звучит ли внутри тебя вопрос: почему я должен страдать? Почему я должен так много страдать? За что постигло меня это? В чем я виноват? Чем согрешил?
Не смотри постоянно внутрь себя. Подумай о том, что для некоторых страдания Христовы чрезвычайно тяжелы. Не потому, что они большие грешники, чем другие, но потому, что они сосуды, избранные для особого служения в Теле Христовом. Если ты хочешь стать сосудом, посредством которого будет открываться вся полнота Христа, тебе необходимо пройти через скорби, разделяя Его страдания. Пусть сказанное здесь послужит тебе утешением. Никто не может поистине открыть распятого, воскресшего и превознесенного Христа и сообщить другим силу Его жизни на основании личного внутреннего опыта без приобщения к Его чаше страданий. Верь этому.
Иногда мы говорим друг другу: «Конечно, Господь не может употребить того или другого, пока они не пострадают». В этом выражении содержится гораздо больше, чем мы думаем. Но если ты участвуешь в Его страданиях (я полагаю, что некоторые из нас страдают за Него), то не забывай, что эти страдания не напрасны. Они служат цели, которая выходит за короткие пределы времени твоей жизни.
Служение, которое совершает Тело Христово и его члены, не связано со временем. Оно начинается здесь на земле и продолжается в вечности. «...Рабы Его будут служить Ему. И узрят лицо Его...» (Откр. 22,3—4). О, если бы мы смогли в духе познать истинную природу этого служения! Мы думаем, что служить Господу - значит быть в беспрерывном движении, проводить собрания, организовывать религиозные мероприятия и предпринимать тысячи других, чисто внешних дел. Да откроет Господь наши глаза! Не это духовное служение, возлюбленные. Истинное служение в Духе связано с крестом Христа. То, что родилось не от креста, не может достигнуть великих Божественных целей. Крест, который находится в самом сердце Церкви,- вот место рождения истинного служения. Служить и страдать. Это и есть вверенное Церкви служение Христово, которое должно совершаться Церковью во исполнение высших Божественных целей и намерений, пока этим служением не будут затронуты самые отдаленные уголки вселенной. Наше служение совершается посредством страданий. Но чем глубже мы погружаемся в Его смерть, тем полнее облекаемся силой действенного служения в Нем. Даже если мы многое и забудем, будем помнить эту великую истину.
Итак, телец указывает на Христа и на Церковь. Но следует еще раз подчеркнуть, что Церковь не может разделить с Христом Его единственную в своем роде заместительную жертву. Она лишь может «восполнять недостаток скорбей Христовых» за Тело Его. Так продолжает действовать Голгофа.
3. Подобие человека
Образ человека или выражение «Сын Человеческий» встречается в Ветхом Завете весьма часто и хорошо нам знакомо. Новый Завет раскрывает сущность этого выражения. «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». В Священном Писании человек или образ человека постоянно символизирует заместительство и поручение говорить. Так было с пророками. Как часто мы читаем: «Сын человеческий! Пойди и скажи!» Точно так обстоит дело и в Церкви. Она - голос восседающего на престоле Христа, а также Его представительница. Она должна говорить от Его имени. Будем помнить эту истину: Господь хочет, чтобы люди слышали Его голос. Этого хотим и мы. Мы не ищем человеческой силы и мудрости. Мы не хотим быть особыми личностями. Мы просто хотим быть гласом Господа, представляя Его и говоря от Его имени.
4. Подобие орла
Образ орла используется в Священном Писании как символ небесной славы и Божественных тайн, и открывает нам особую сторону Личности Господа Иисуса. Он Сам в этом библейском смысле представляет из себя тайну. Когда Он был на земле, Его постоянно окружал ореол тайны. «...Стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете»,- говорит о Нем Иоанн Креститель. «Мир не знает Меня». «...Премудрость Божию... никто из властей века сего не познал» (1 Кор. 2,7-8). Они не знали Его, и поэтому Он сказал: «Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня» (Ин. 14,19). Все это указывает на нечто сокровенное, тайное. Петр говорит, что прежде создания мира Он был предназначен Богом стать искупительной жертвой (1 Петр. 1,20).
Возвращаясь к скинии, мы видим, что для окрестных народов она представляла собой нечто таинственное. В ней не было ничего, что привлекало бы взор к себе красотой или возбуждало зависть; тем не менее в ней было нечто, что влекло их с непонятной силой. Они не могли ни исследовать эту тайну, ни приобщиться к ней. Лишь те, кто составлял одно с этим свидетельством, кто знал его и жил им, постигая тайны его силы,-лишь только они могли войти в скинию. Здесь мы видим обе тайны - тайну Божью, «сокрытую от веков и родов... Христос в вас» (Кол. 1,26-27). Не просто Христос, но Христос в вас - как в каждом, так и в Церкви, в Теле Его. «Христос в вас» - тайна, сокрытая от основания мира. Церковь по своей природе и сущности является для мира загадкой. Мы уже не раз говорили о том, что эта тайна тем более непостижима, чем более мы углубляемся в нее. Даже религиозные люди подтверждают это. Природный человек не может ни понять, ни оценить истинную Церковь. Действительно духовные люди, члены Тела Христова, обладают способностью, превосходящей видение природного религиозного человека, который постоянно говорит о служении в церкви, делая его центром своих интересов. Выражение «Христос в вас» не может быть ни понято, ни оценено; и самое глубокое познание этой тайны само является глубокой тайной.
Таким образом, в этих четырех образах мы видим откровение и деятельность прославленного Христа. Это возвращает нас к Ветхому Завету, к скинии и четырем символическим изображениям на знаменах народа израильского, к откровению славного храма, где эти символы повторяются. Четыре животных в книге Откровения имеют еще более глубокий смысл, чем предыдущие символы. Они представляют Христа в Церкви и Церковь в поклонении Агнцу, Который и произвел в ней эти качества. «Достоин Ты... ибо Ты... Кровию Своею искупил нас Богу...» (Откр. 5,9). Эти существа, символизирующие выражение и Божественное откровение Христа, поклоняются Агнцу и поют хвалебную песнь: «Достоин Ты». Это торжествующая Церковь, которая поет: «Достоин Ты», ибо Агнец стал ее драгоценнейшим наследием, завершив в ней Свой труд.
Придя к этой мысли, уместно будет указать на то, что посредством Церкви Бог касается всех народов земли, из которых желает искупить Себе народ. Но к этому мы вернемся в одной из последующих глав.
(Часть 2)
(Часть 2)
Глубокая истина...
ОтветитьУдалитьСпасибо. Вот только это выражение шокирует: "...Даже о Савле из Тарса, который некоторое время был слепым орудием Иеговы в руках сатаны" (2. Подобие тельца). Может тут перевод не точный? Или автор считал, что Наш Господь Бог имеет что-то общее с сатаной и даёт сатане СВОЁ оружие? То, что Савл до своей встречи с Истинным Господом Богом Иисусом Христом был орудием в руках сатаны, это уж точно. Но при чём тут Бог Иегова??? Бог Сам Себя не гонит никаким орудием.
ОтветитьУдалить...ну Он использует иногда сатану как кнут.. Савл был слеп в своём рвении, а сатана использовал его в гонениях как якобы своё орудие. На самом деле это была работа Иеговы. Господь явился и задал Свой вопрос, вмиг опрокинувший Савла.
ОтветитьУдалитьблагословений
ОтветитьУдалить