Т. Остин-Спаркс |
СЛОВО УВЕЩАНИЯ И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ
Мы чувствуем необходимость несколько прерваться, чтобы сказать серьезное слово предостережения о грехе высокомерия, из-за которого некоторые из детей Божьих становятся виновными против Тела Христова, присваивая себе истину без исполнения необходимых условий. Единство членов Тела со своим Главой объясняет и открывает нам, почему в новозаветный период Дух Святой должен был часто вмешиваться и совершать суд.
Разве Учитель не сказал: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк. 10,16)? «...Так как вы сделали (или не сделали) это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали (или не сделали) Мне» (Мф. 25,40).
Павел увидел первые проблески откровения Тела Христова, когда Господь сказал ему: «Что ты гонишь Меня?»
В Анании и Сапфире, или в тех необузданных людях, которые были в Коринфе, или в тех, кто был болен, а некоторые и умирали, мы видим живые примеры, указывающие на опасность, источник которой - неверное отношение к Телу Христову. «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно таю; ибо все причащаемся от одного тела» (1 Кор. 10,16-17). Следовательно, трапеза Господня свидетельствует о единстве и духовной реальности Тела Христова. Отклоняя от себя это свидетельство (которое не просто ритуал) или приступая к Вечере Господней с духом вражды, лицемерия и пристрастия, что ведет к раздорам, мы поступаем надменно и дерзко.
Трапеза Господня не является единственным свидетельством нашего соединения с Христом или единства Христа и Его членов. Пренебрежительное, оскорбительное отношение к одному из этих свидетельств влечет за собой замешательство, напряженность и утрату благословения, а порой и физические страдания. Нам известны случаи, когда Господь должен был отозвать таковых. В Псалме 18,14 Давид молится: «И от умышленных (В немецком и английском переводах: "от высокомерия",- Прим. переводчика) удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения». В свете духовных и вечных истин грехи гордости и высокомерия были для Давида великим развращением. Новый Завет беспощадно разоблачает природу этих грехов, особенно когда речь идет о Теле Христа и нашем присоединении к нему.
Помазание Духа Святого исходит от Главы и посредством Главы на Тело Христово, в том числе и на отдельных его членов, в силу их соединения с Христом в Его Теле. Помазание общее для всех членов. Оно становится достоянием не только отдельных членов, но всего Тела, так что единство духа посредством Главы осуществляется во всем Теле. Грех против Тела Христова - грех против Духа Святого, ибо он касается помазания Главы, которое пребывает на Теле. Из Священного Писания мы видим, как строго взыскивал Бог с тех, кто согрешал «против Господа и против Помазанника Его». Они едины; Помазанником является Христос и Его члены. Касаться члена Его Тела - значит касаться «зеницы ока Его». Сам Бог вступается за них, когда они взывают о помощи: «Никому не позволял обижать их, и возбранял о них царям: "Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла"» (Пс. 104,14-15). Применяя это слово в новозаветном смысле, мы видим, что оно относится к единству Господа и Его членов, так как на них пребывает общее помазание.
Но нам необходимо обратить внимание не только на касание членов Христа, но и на грехи высокомерия, чтобы когда-нибудь самонадеянно не присвоить себе права, наследство и преимущества тех, кто принадлежит к Телу Христа, пренебрегая особым достоинством этого Тела. Верьте мне, возлюбленные: если в нас появляется малейшее недовольство по отношению к свидетельству, связанному с Телом Христа, и мы отказываемся в смирении выполнить все связанные с ним условия, наше свидетельство становится духовно бессильным. Даже если в некоторых случаях мы вроде бы и не несем наказания, рано или поздно наше непослушание обнаружится. И хотя вначале такие дети Божьи продолжают идти, радуясь присутствию Божьему и до определенной степени пользуясь Его благословениями, рано или поздно они переживут такой тяжелый кризис, что внутренне будут не в состоянии идти дальше. Им необходимо возвратиться к тому свидетельству Тела Христова, которым они пренебрегли, и признаться: «Причина моего печального состояния кроется в непослушании. Когда Господь внутренне указывал мне на свидетельство Тела Христова, я противился Ему». Вы не можете обойтись без этого признания. Малейшее непослушание Духу Святому разоружает нас, и мы становимся беззащитными.
Тело Христово является защитой и покровом для детей Божьих. Эта защита необходима Его членам. Они не отваживаются идти одни, без духовной поддержки других. Если мы не осознаем единство Тела Христова или проявляем непослушание Духу Святому, когда Он в духе открывает нам значение этого свидетельства, то мы рано или поздно окажемся пораженными грехами высокомерия и гордости. Мы притязаем на права, преимущества и силы Тела Христова, но пренебрегаем свидетельством этого Тела. Поэтому Духу Святому приходится принимать меры, чтобы привести нас в должное состояние. Из-за своего непослушания мы можем испортить себе всю жизнь, оказавшись на низкой ступени духовного служения и духовной деятельности, вместо того чтобы подниматься на более высокие ступени.
В одной из предыдущих глав мы упоминали, как Господь встретил Моисея и хотел умертвить его, так как тот не исполнил свидетельство завета (Исх. 4,24). Павел ясно говорит, что крещение является свидетельством Тела Христова (Кол. 2,11-12; Рим. 6,4).
Мы не можем рассчитывать на защиту и покровительство Господа в Его Теле и посредством Его Тела, пока не станем прислушиваться к голосу Господа и беспрекословно повиноваться Ему. Говорим это по опыту. Некоторые потерпели кораблекрушение в духовной жизни, так как противились Духу Святому. Дух Святой вел детей Божьих к познанию их отождествления с Христом, но они отказались засвидетельствовать это через крещение. Господь внутренне побуждал их креститься, но они начинали дискутировать, спорить, приводя доводы «за» и «против». Они советовались с людьми, которые критически относились к этому, и были рады найти того, кто смог бы убедить их не принимать крещение. О возлюбленные! Если бы вы знали, сколько таких потерпевших кораблекрушение! Их духовная жизнь становилась все более бедной, их способность служить и быть полезными для Господа - все более ограниченной. Мы могли бы рассказать не одну историю о людях, которые противились Господу, когда Он призывал их засвидетельствовать духовную истину, которая была открыта им. Несмотря на свое непослушание, они постоянно притязали на права, силы и преимущества Христа в Его Теле. Но настал день, когда в их жизнь со всей строгостью должен был вмешаться Дух Святой.
СУПЕРНАЦИОНАЛЬНОСТЬ ЦЕРКВИ ИИСУСА
Мы рассмотрели сущность и предназначение Церкви Иисуса согласно Божественным намерениям. Теперь посмотрим на действия Церкви Иисуса за пределами ее собственного круга. Первая сфера ее деятельности - народы этого мира. (См. схему.)
Что касается природы Церкви, то Дух Святой так говорит через Петра: «Вы ...народ святый» (1 Петр. 2,9). Это народ внутри народов, который не принадлежит ни к какой национальности и ни к какой деноминации, но стоит над всеми ими. Это народ, вызванный из всех народов, но существующий внутри народов. Учитель так молился об этой зарождающейся Церкви: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла». Апостол Иоанн, который по вдохновению Духа Святого написал эти слова, позже пишет: «...весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5,19).
«Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла». Они не отданы врагу, хотя и живут в мире. Они в мире, но не принадлежат миру и в известном смысле отделены от него. Бог избавил нас, святой народ, от власти тьмы и ввел «в Царство возлюбленного Сына Своего»(Кол. 1,13).
Что такое народ? Народ, или нация,- это сообщество людей, имеющих общее происхождение, принадлежащих к одной расе. Это определение особым образом относится к Церкви Иисуса. Одна и та же жизнь пульсирует во всех - жизнь необыкновенная, жизнь, имеющая Божественное происхождение, жизнь Самого Бога. Нация - это единство, основанное не только на общем происхождении и жизни, но и на общности устремлений и цели. Все это присуще Его народу, который является святым народом.
Церковь призвана свидетельствовать миру. Сила ее свидетельства заключается в том, что она не связана национальными путами. Своеобразие ее образа жизни - вот то свидетельство, которое действует так же, как магнит на железо. Крест, пребывающий в самом сердце Церкви, привлекает к себе или, лучше сказать, к Распятому членов Тела из всех народов. Этим членам, которые один за другим присоединяются к Церкви, Христос передает Свою магнетическую силу, чтобы они, в свою очередь, могли привлекать других. Привлекающая людей весть креста - это свидетельство Церкви. Она призвана «из всех племен и колен, и народов и языков» (Откр. 7,9).
Из этого вытекают два важных момента, которых необходимо здесь коснуться. Нам должно быть безусловно ясно, что как Церковь, так и ее члены не могут быть связаны с различными системами и объединениями этого мира. Вмешиваясь в вопросы, связанные с земным царством, мы теряем сокрытую в нашем призвании силу и оказываемся в такой ситуации, из которой выходим лишь с большими трудностями. Именно в этом трагедия истории христианства, и именно этим объясняется его нынешнее духовное бессилие. С того времени, как Христос, Глава Церкви, во славе вознесся на небо, Церковь является небесным Телом. Все то, что нисходит с неба на Его Тело и посредством этого Тела проявляется на земле, имеет небесную природу и небесное происхождение. Это нечто совершенно отличное от всего земного, что не может понять природный человек. Задача Церкви в нынешнем веке состоит не в том, чтобы распространять на земле принципы Царства Божьего, но чтобы свидетельствовать в народах о суверенитете Христа, а также собирать избранных членов Тела Христова. Царство Христа придет позже.
Те, кто получил откровение о Теле Христа, выйдут из традиционных и организованных религий, поняв, что у них нет другого выбора, как только порвать с такими организациями. Хотя такие организации имеют религиозную окраску и притязают на имя Господа и Его Слово, они в конечном итоге принадлежат миру. Дух Святой постоянно действует в том направлении, чтобы освобождать нас от таких связей. Он вынужден делать это, так как сами мы сделать это не в состоянии. Он приводит нас к тому, что нам не остается ничего другого, как только повиноваться Ему. Мы должны ждать, пока положение вещей не станет нам совершенно ясным. Дух Святой вселяет в нас магнетические силы креста Христова, чтобы вызвать народ из всех народов и сделать его достоянием Христа. Для того чтобы исполнить это служение, нам необходимо занять совершенно определенную позицию. Но при этом мы не должны руководствоваться своими личными, эгоистичными мотивами, ища собственного признания или независимости.
Собирает членов Тела Христова Дух Святой на основании откровения и внутреннего отмирания всего того, что не несет на себе печати небесной природы. Мы пытались основать церковь, организовать и умножить ее. Используя объявления, мирскую мудрость, определенные планы и призывы, мы хотели собрать людей и привести их в церковь. Чтобы возбудить в них интерес, мы привлекали высокие титулы и имена, использовали неиссякаемые источники человеческих средств и путей. Но в конечном итоге все оказалось лишь карикатурой на Божественные пути. Мудрость Господа состоит в том, чтобы через Своих детей принести во всякое место Свое свидетельство, а затем вокруг этого свидетельства собрать тех, кого Он предузнал и предопределил и кто хочет повиноваться Его призыву.
Дух Святой - особый стратег. Пятидесятница дает нам замечательный пример этой стратегии. В этот день в Иерусалиме были собраны представители «всякого народа под небесами». То, что презренное иудейство должно было послужить вызову людей из всех народов, чтобы положить начало Церкви, являло собой пример Божественной стратегии. На улицах и площадях Иерусалима не было броских объявлений, возвещающих, что в определенном месте и в определенное время буду проповедовать одиннадцать знаменитых мужей или что высокоуважаемый д-р Петр будет держать речь, посвященную дню Пятидесятницы. Апостолы были единодушны, и от начала до конца все совершалось посредством Духа Святого.
Итак, мы видим, как далеко удалилось от цели организованное христианство. Когда Дух Святой берет все в Свои руки, тогда мы освобождаемся от угнетающего и бесполезного груза всяческих дел и организаций. Это уже не наша работа, но работа Духа Святого. Свидетельство Иисуса должно быть в руках Духа Святого. Он собирает тех, кто предузнан Богом.
С одной стороны, перед нами чудесная истина, что Дух Святой образует народ для Иисуса. В этом Он суверенен. Удивительно, что может совершить Дух Святой, как люди верой принимают свидетельство Иисуса (2 Фес. 1,10). Задача Духа Святого состоит в том, чтобы завершить строительство Церкви Иисуса.
С другой стороны, Дух Святой действует стратегически, поселяя тут и там членов Церкви и делая их своего рода магнитами, посредством которых Он привлекает избранные души и присоединяет их к Церкви. Их избрание основывается не на Божественной благосклонности к кому-либо, а на Божественном предузнании. Оно происходит не потому, что одни определены для жизни, а другие для смерти, но потому, что Господь предузнал тех, кто хочет веровать. «...Кого Он предузнал, тем и предопределил...» (Рим. 8,29). Их судьба уже предопределена силой Божьего предвидения через веру и по Его благодати. «Познал Господь Своих» (2 Тим. 2,19).
Господь тут и там поселяет членов Своего Тела, чтобы они, подобно магнитам, действовали в различных местах, собирая тех, которых, благодаря их свидетельству, коснулся Дух Святой. Примечательно, что повсюду есть дети Божьи, которые стремятся к этому. Будем, однако, остерегаться, побуждаемые собственным порывом, стараться поскорее привлечь тех, кто, на наш взгляд, должен присоединиться к нам.
Необходимо, чтобы в этом нами руководил Дух Святой; в противном случае многие будут лишь захвачены нашим свидетельством, а затем разочарованы. Молимся ли мы о том, чтобы Господь удалил от нас тех, кто не хочет познавать Его волю и покоряться ей? Такая молитва так же важна, как и молитва о том, чтобы Господь приводил к нам детей Божьих. Многие, не желающие прийти теперь, возможно, придут позже. Это дело Господне, и времена и сроки находятся в Его власти.
Данная истина со всей серьезностью затрагивает вопрос о том, соответствует ли Божьим планам, когда мы возводим во многих местах добротные, удобные здания и оцениваем успехи той или иной церкви количеством верующих, которые присоединились к ней? Конечно, такое воззрение противоречит новозаветному. Не случилось ли так, что христианство наших дней со всеми его организациями, объявлениями, издательствами и т.п., которые большей частью бездеятельны и бессильны, представляет собой результат ложного воззрения? Мы даже отваживаемся утверждать, что высшая и плодотворная работа Духа Святого возможна лишь тогда, когда мы духовно оторвемся от нынешней системы организованной религии и от предписаний, методов, официальных должностей и руководства так называемой церкви. Господь готов освободить тех, у кого окажется достаточно мужества и веры, чтобы доверить Ему заботу о своем пропитании и предоставить Ему оправдание их решения. Трагедия многих в том, что их познание затемняют земные вопросы, а также тирания системы, которая парализует истинное дело Божье. Мы никого не хотим принуждать отделяться от земной организации, пока это не будет открыто им внутренне. Но мы настоятельно просим вас со всей серьезностью взывать к Господу, чтобы Он открыл вам истинную природу Церкви Иисуса, которая является Его Телом.
К этим рассуждениям мы хотим добавить еще одно важное замечание. В то время как Церковь посредством Своего свидетельства действует в народах, подобно магниту, притягивающему к себе других, она действует и наоборот, отторгая от себя тех, кто хочет присоединиться к ней по плоти. В погоне за ростом количества членов эту истину часто упускают из виду, что влечет за собой разрушительные последствия. Во Христе и Его Теле должна пребывать таинственная сила, обеспечивающая вход в Церковь лишь освященным. Божественный огонь, который оберегает славу Божью, пребывает во святилище скинии, храма или дома Божьего и совершает суд, когда туда примешивается плоть. Если такой суд и не происходит в каком-либо из подобных обществ, это еще не говорит о том, что Бог хочет, чтобы мы оставались в системе, которая носит на себе лишь внешние признаки Церкви Иисуса и которой руководят неосвященные мужчины и женщины. Если бы такие церкви действительно представляли Его духовный дом, в котором беспрепятственно действует Дух Святой, то такие люди испытали бы, что суд Божий начинается с дома Божьего.
«Из посторонних же никто не смел пристать к ним» (Деян. 5,13).
«Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2,47).
Разве нам недостаточно этого? Разве не наша задача - во всей ясности и чистоте сохранять свидетельство Иисуса?
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ИМЕНИ ИИСУСА
Существует универсальная общность детей Божьих, не связанная ни со временем, ни с пространством. Такое воззрение, которое соединяет Христа со всем миром, со всей вселенной, является всеобъемлющим. В высшей степени важно, чтобы дети Божьи познали универсальное значение Христа и сознавали, что являются частью Того, Кто охватывает весь мир.
Евангелие Иисуса Христа, которое принесло нам спасение, примирение и освящение, не есть выражение Божественных мыслей, появившихся после акта творения и вызванных неожиданным трагическим событием в мире. Страдания Христа относятся не только к тому, что случилось после творения. Необходимость искупительной жертвы, которая впоследствии развилась до высокоорганизованного ритуала, обязана своим происхождением не примитивным людям, как учили некоторые. Библейские предписания о жертвоприношениях заимствованы не из обычаев языческих народов, хотя такие обычаи в общем являлись выражением языческих религий. Истинное значение и принципы, содержащиеся в предписаниях, касающихся жертвоприношений, были установлены Богом еще прежде существования мира. Между Отцом и Сыном от основания мира был заключен договор. Он касался не только земли, но и неба. И там, и там была необходимость в очищении от проникшей туда нечистоты. Все языческие и варварские жертвоприношения - жалкая карикатура на то, что было в Божьих планах прежде существования мира. «...Агнца, закланного от создания мира» (Откр.13,8). Это охватывающее весь мир дело мог совершить лишь такой Человек, который универсален и обладает охватывающими всю вселенную качествами. Он не мог принадлежать какому-то одному особому веку, одной особой нации или миру. Он должен обладать универсальной властью. Это Иисус Христос, то есть Помазанник. Он был помазан от вечности, от сотворения мира. Это помазание уполномочивает Его исполнить Свое поручение и Свою охватывающую весь мир миссию.
Все Священное Писание подчеркивает, что еще до грехопадения человека Христос был помазан совершить во вселенной дело, которое устранит и последствия этого грехопадения. В Писании ясно показано, что это дело должно совершиться на земле посредством воплощения Христа. Однако земля, как и Божественная драма креста, приходит в соприкосновение с гораздо большей областью. С этим связаны начальства и власти, Ангелы и Архангелы, которые с напряженным вниманием наблюдают за происходящими на земле событиями. Все это говорит об универсальности Личности Христа и совершенного Им дела. Было бы весьма полезно рассмотреть некоторые из этих космических и универсальных элементов Его земного жизненного пути. Но прежде чем коснуться исторической стороны, мы вначале проследим основные направления этого откровения.
Возьмем, к примеру, отрывок из Послания к Колоссянам: возлюбленный Сын Его «есть образ Бога невидимого... ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,- все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего...» (1,15-17).
«Он есть прежде всего». Это «есть» указывает на то, что Он не был сотворен, что Он не был особым Ангелом высокого ранга, но был вечно, прежде всего и над всем.
«...И все Им стоит», то есть все существует ради Него. Если мы отрицаем существование Христа, то должны отрицать все, что создано. «...Смерти... невозможно было удержать Его» (Деян. 2,24). Воскресение Христа было необходимо, чтобы сохранить жизнь творению. В конечном итоге жизнь всего творения сокрыта в Нем. Это указывает на всеохватывающий характер Христа и снова подчеркивает истину новозаветного исповедания веры: во Христе.
Далее мы читаем: «Открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф. 1,9-10).
Бог решил соединить вселенную в Своем Сыне. Не может быть иначе, как только то, что в конечном итоге Господь Иисус все приведет под Свое владычество.
Сознание этого призвано укрепить нас в доверии Ему и соделать непоколебимыми. Апостол далее говорит: «В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей». Отсюда нам становятся понятными непоколебимость и стойкость, моральная сила и духовное превосходство апостолов во времена гонений и тяжких страданий. Если мы хотим сохранить торжествующий дух, нам необходимо откровение и динамическая сила Духа Святого, соответствующая тем внешним и внутренним требованиям, которые ставятся перед нами. Все вражеские силы, которые во все времена восставали против Бога и Помазанника Его, должны в конечном итоге послужить Его предвечным планам и склониться под Его владычество. Он будет Главою космоса и всей вселенной.
Далее необходимо заметить, что Церковь, Его Тело, так же не является выражением Божественного плана, возникшего после творения, как и воплощение Христа и совершенное Им дело искупления. «Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира» (Еф. 1,4). Здесь сокрыта цель Его воплощения. Церковь Иисуса, Тело Его,- орудие, посредством которого в настоящее время должно проявляться влияние Личности Иисуса Христа во всем ее совершенстве. Все то, чем Он является по истине - во времени и в вечности, а также во всей вселенной,-должно отразиться в этом Теле и через него.
Универсальная и вечная природа Христа придает всему сказанному и сделанному Им значение, далеко выходящее за временные и пространственные границы Его земной жизни. Важно помнить об этом. Нет ничего, что могло бы окончательно привязать Его к определенному времени, месту или людям. Его слова и дела - всего лишь зародыши, в которых заключено то, что далеко превосходит временное.
Теперь возвратимся к Евангелию и прочитаем его, учитывая только что высказанные нами мысли. Мы увидим, что события, происшедшие в Вифлееме, не только связаны с определенным временем. Воплощение Бога во Христе - не что иное, как осуществление той цели, для которой Бог создал человека по Своему образу. Возможно, Христос принял бы на Себя образ человека, даже если бы и не произошло грехопадение человека. Человек был тем орудием, посредством которого должна была осуществиться такая великая цель, как прощение грехов человеческого рода. Иисус Христос - представитель человечества, каковым оно должно быть по замыслу Божьему, чтобы иметь силу отражать нападки злых духов. Это вполне объясняет нам, почему Бог требовал от Своего народа непреклонно противостоять всему тому, что относилось к демоническим учениям, спиритизму, заклинанию духов, то есть ко всему, что связано с сатанинскими силами. Через Человека, Этого единственного в своем роде Человека, находящегося в живом единении с Богом, должно было осуществиться это универсальное завоевание и окончательное сокрушение власти сатаны. Поэтому воплощение Христа - центральное событие. Хвалебная песнь Ангелов охватывает вечность. Она свидетельствует о бесконечном величии данной истины.
Подобным образом и другие аспекты земной жизни Христа и Его миссии носят на себе отпечаток того, что выходит за рамки истории.
Крещение означает, что через заместительную смерть разрешен вопрос: что праведно перед Богом. Эта смерть лишила «силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2,14). Так же должно было произойти и воскресение, дарующее нам победную жизнь, которая уже никогда не может разрушиться. Силой этой жизни должны впредь осуществляться и завершаться Божественные планы.
Сошествие Духа Святого в виде голубя свидетельствует, во-первых, о том предвечном факте, что Христос помазан на охватывающую весь мир миссию как Сын Божий. Во-вторых, оно свидетельствует, что Он стал представителем тех, кто посредством духовного переживания этой смерти и этого воскресения должен войти в новый план творения и иметь участие в Его помазании, чтобы осуществить этот план.
Искушение Иисуса представляет собой непосредственную и окончательную цель Его помазания. Происходит встреча между Христом и князем мира сего, и вселенная включается в эту борьбу. Речь идет о суверенитете Сына. «Если Ты Сын Божий» - вот в чем вопрос. Это не просто человеческое испытание. Человек никогда не был искушаем таким образом. Это искушение превосходит обычные границы, охватывая всю вселенную. Однако не следует забывать, что как только мы становимся под помазание Христа, очень скоро мы таким же образом встречаемся с врагом; и это имеет гораздо большее значение, чем просто нападение на нас или на наше окружение. Ареной борьбы становится суверенитет Христа. Лишь те, которые помазаны во Христе, действительно знают врага. Сомнения в существовании сатаны или отсутствие всякой борьбы с ним - признаки того, что эти дети Божьи находятся вне помазания Христова.
Преображение Христа дает нам некоторое представление о прославленном человечестве, мимолетный отблеск того состояния, в котором мы будем находиться, когда наконец войдем в Его славу, состояния, которое Бог от начала предусмотрел для нас. Лишь когда мы действительно постигнем величие этой славы, мы сможем понять, до каких глубин греха опустилось человечество.
Нам необходимо соединять свой духовный опыт с предвечными планами Божьими, так как мы соединены с вечным Христом. Тогда мы будем свободны от гнета случайного и второстепенного.
В БОРЬБЕ С НАЧАЛЬСТВАМИ И ВЛАСТЯМИ
«Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия - благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальством и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф. 3,8-10).
Нам необходимо познать значение креста от самого начала истории мира. Искупительное дело Христа началось от основания мира. Не нужно особого духовного видения, чтобы понять, что написанное в Библии, от книги Бытие до Откровения, имеет не только историческое, но также и духовное значение. Историческая сторона показывает, что происходит в тех сферах, куда не проникает человеческий глаз. До нашей земли доносится в конечном итоге лишь слабый отзвук того, что совершается за пределами ее сферы. Чем более духовно мыслят дети Божьи, тем более познают они истинную природу борьбы (Еф. 6,12), тем более чувствуют действия противника, князя мира сего. Поэтому им необходимо становиться все более духовными, чтобы познавать пути Божьи, посредством которых достигаются Его цели.
Церковь, или духовное Тело Христа,- это небесный организм, а не какая-то земная организация. Этот организм представлен на земле членами Тела Христова, но его сфера охватывает всю вселенную (см. Евр. 12,22-24).
Вся Церковь на небе и на земле принимает участие в яростной борьбе, которая происходит в небесных сферах и исход которой определяется полным триумфом Голгофы. Речь здесь не о том, победит ли Голгофа. Эта победа была окончательно предопределена от вечности и осуществлена на земле посредством Сына Человеческого. Теперь же происходит последовательное осуществление всего того, что связано с крестом и против чего так яростно борется враг.
Это открывает нам глубокое значение духовной истины. Что касается земли, то не следует забывать, что она не изолированное, самодостаточное тело, а лишь часть мировой системы. Это имеет особое значение в духовном отношении. Нам не открыто, до какой степени духовные силы приходят в соприкосновение с нашей землей. Однако ясно, что и другие области, вплоть до небесных сфер и даже превыше всех небес, как и «начальства, власти, мироправители тьмы века сего, духи злобы поднебесные», связаны с землей. Все они принимают участие в том, что происходит на земле, обращая на нее свое внимание, поскольку земля - особая арена Божественного плана, касающегося этой области. Для нас не столь важно исследовать, находятся ли и другие планеты под их влиянием. Данный вопрос не имеет ничего общего с той особой целью, которую мы ставим перед собой в наших рассуждениях.
Нас занимает то, что наша земля тесно связана с чудесным предвечным и охватывающим весь мир планом, который должен осуществиться здесь и цель которого так же всеобъемлюща, как и Сам Бог.
Мы знаем (насколько мы способны познавать), что человек - единственное в своем роде творение и единственное существо во вселенной, объединяющее в себе интуитивные дары духа и разума. «Бог есть дух», и Ангелы также духи. Когда Бог сотворил человека, Он вложил в его внутреннюю сущность Свою жизнь и Свою природу, которая должна была стать в нем владеющей им реальностью. Поскольку сотворенная Богом жизнь служит Божественной цели, она является ограниченным отражением Божественного элемента жизни и сущности. Бог даровал человеку дух, чтобы Он Сам как Дух мог обитать в нем и воспроизводить Себя в человеческом духе. Для того чтобы осуществить план, ради исполнения которого Он и сотворил человека, Бог на время подчинил Себя законам человеческой природы. Посредством воплощения Сына Бог хотел поднять человечество от его ограниченных пределов в неограниченные сферы духовных способностей.
Теперь мы рассмотрим субъективную и объективную стороны этой темы.
Субъективная сторона духовной силы и действия
Для того чтобы свидетельствовать перед «начальствами и властями» о Господе Иисусе, необходимо понять, какое положение занимает враг рода человеческого, отвергнуть его и лишить врага его права. Лишь тогда вражеские силы преклонятся перед суверенной властью Христа, Который посредством Своего креста действует в Церкви и через нее.
Теперь нам необходимо проследить природу сатанинской власти в человеческом роде, а также различные стороны человеческой сущности.
Человек, который думает, любит и решает, - существо душевно-телесное, способное к размножению (Быт. 1,28). Согласно Божественному намерению, во всем, что касается его жизни, этот человек должен был господствовать в своем духе, в силу той способности духа, которая соединяла его с невидимым миром. Все зависело от того, будет ли он послушен Божественному закону. Если бы его дух пребывал в согласии с Духом Божьим, то он возрастал бы в познании Бога, а также возрастала бы его способность осуществлять Божественные планы. Его семя было бы духовным, подчиненным Богу семенем. Вследствие этого он мог бы осуществлять Божественное и духовное владычество над землей.
Однако существовали и другие возможности, которые ведут нас к главному пункту нашего исследования.
Человеческий дух, или внутренний человек, мог оказаться под влиянием своего душевно-телесного, или внешнего, человека и действовать в согласии с ним, оставляя без внимания своего духовного главу. Результат такого образа действий был бы тогда не духовным, а душевным. Эта возможность открывала двери последующим стихиям, и здесь кроется объяснение всей возникшей ситуации.
Едва ли можно сомневаться в том факте, что сатана царствует во вселенной. Он принимает особое участие во всем, что происходит на земле. Он приступает к человеку, вполне осознавая, что может пленить его и стать богом этого человеческого рода, если ему удастся с самого начала оплодотворить этот род своим семенем. Поэтому он предлагает это семя, которое Священное Писание называет ложью и отцом которого является дьявол, душевному человеку - человеку с его способностями мыслить, любить и решать. Внутренний человек капитулирует, позволяя внешнему человеку взять верх вместо того, чтобы в духе испытать это дело перед Богом. Что же происходит? Вместо истины в человека свободно входит грех. Ложное слово вытесняет истинное. Семя сатаны внедряется в человеческий род и начинает пребывать в душевном человеке. Грех действует разрушительно и парализующе. Слепота и паралич поражают человеческий дух, так что он становится неспособным познавать Божью волю и Его планы или иметь с Ним общение.
Но это не все. Здесь присутствуют как позитивный, так и негативный элементы. Пораженный сатаной человек стал природным (душевным) человеком. Но есть и другой элемент, который не только лишает человека определенной способности, но находится в прямой вражде с Богом и Его интересами. Это плотская сущность.
Истинно духовное изложение откровений Божьих сразу же обнаруживает в человеческом роде плотскую сущность. Это сатанинский элемент, который присутствует во всем потомстве Адама. Тем, кто духовно пробужден, хорошо знакома борьба между духом и плотью.
Влияние, которое сатана стал оказывать на душевно-плотского человека, было, как мы уже говорили, тесно связано со способностью человека к размножению. Слова в Бытие 4,1 как будто противоречат этому утверждению. Но так как перевод здесь не совсем точный, нам необходимо глубже исследовать истинный смысл этого предложения. (См. «Замечания: Бытие 4,1»).
Очень скоро кровь стали воспринимать как носитель жизни человека. Ее пролитие стало своего рода залогом жизни. Взаимный обмен кровью означал, что участники обмена вступили в пожизненный союз друг с другом. Сопровождающим явлением в зарождении новой жизни было излияние крови. Поэтому излияние крови стало своеобразным порогом для первых родителей в их жизненном союзе.
Отсюда берет начало то значение, которое стали придавать порогу и его различным изображениям. Окропленный кровью порог - один из самых известных образов Священного Писания; он указывает на то, что на основании принесенной в жертву жизни другая жизнь искуплена. Вне всякого сомнения, у входа в рай была заклана жертва за впавшую в грех человеческую пару, чтобы сделать одежды Адаму и Еве. В ответ на огорчение Каина Бог сказал ему: «Если не делаешь доброго, то у дверей грех (В других переводах «жертва за грех».- Примеч. Переводчика) лежит» (Быт. 4,7).
Далее, окропленный кровью порог указывает на начало национальной жизни народа израильского. Месяц, который стал начальным в израильском летосчислении, получил свое значение посредством закланного пасхального агнца. Этот агнец не только указывал на жизненный союз, заключенный на основании суда и перед лицом смерти в начале иудейской национальной жизни. Он был также символом духовного брачного союза, заключенного между Иеговой и Израилем, посредством которого Бог хотел продолжить человеческий род и приобрести его для Своей славы. «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет» (Иер. 31,31). Суды в Израиле постоянно совершались у ворот. С того дня, как двое стали одной плотью посредством союза пролитой крови, пороги, двери и ворота имели особое духовное значение и стали местами жертвоприношений. Жертвенник скинии находился у дверей. Там проливалась кровь завета, которая вносилась во Святое святых. Все это в высшей степени важно для рассмотрения дела, совершенного Христом на основании креста. Он поистине стал дверью жизни. Позже мы вернемся к этому.
Знаком завета для народа израильского было обрезание, которое совершалось в начале жизни. Оно означало, что Израиль выделен из всех необрезанных народов и отделен для Иеговы как Его исключительная собственность, чтобы осуществлять Его особые планы. Далее, оно указывало на духовную истину, согласно которой посредством действия креста упразднялось тело плоти и даже сама сущность плоти, в которой сатана занимает определенное положение (Кол. 2,11). Совершалось оно в восьмой день жизни ребенка. В Священном Писании число восемь - символическое число воскресения. После воскресения Иисуса Христа этот день стал отмечаться как первый день недели. В воскресении Христа мы имеем особое Божественное подтверждение того, что Он - Сын Божий (см. Рим. 1,4; Деян. 13,33 и др.). Наше усыновление основано на нашем общении с воскресшим живым Господом. Совлекшись греховного тела плоти (Кол. 2,11), мы совоскресли с Ним. Крещение же - христианское свидетельство этой истины вместо обрезания. Крещение - совершенная прообразная иллюстрация того, что мы со Христом умерли, погребены и воскресли. (См. «Замечания: Крещение и обрезание»).
Мы должны сознавать, что природа греха и падения, которая служит основанием ужасного Божьего гнева и суда, представляет собой духовный блуд. Сатана смог оплодотворить человеческий род своим семенем и привил ему собственную испорченную природу. Чтобы не быть понятыми превратно, нам необходимо подчеркнуть, что реализация способности человека к размножению не была чем-то нечистым или греховным. Это ясно видно из контекста (Быт. 1,28).
Речь здесь идет о духовном элементе, о духовном принципе. Здесь исключаются вера, послушание и общение с Богом. Ложь, или фальшивое слово (семя сатаны), привело человека в состояние неверия, сомнения и недоверия Богу. В таком состоянии он попал под влияние сатаны.
Основные принципы действительно соединенной с Богом жизни - действующие посредством любви вера, послушание и зависимость от Бога. Мы видим это в жизни Сына Человеческого. А характерные черты жизни, в которой господствуют сатанинские принципы,- неверие, непослушание и эгоизм во всех его формах. Эти характерные черты наблюдаются повсюду в падшем человеческом роде. Посредством духовного блуда сатаны с душами первой человеческой пары и их душ с сатаной эти качества проникли в душу, кровь и жизнь человека. Божественный закон был нарушен и вообще поставлен под сомнение. Сатана хотел доказать, что для любви нет никаких законов. Однако там, где есть общение с Богом, Его закон соблюдается. Такое послушание возникает из внутреннего побуждения, у него нет внешних мотивов. Это раскрывает нам природу искушения, которому поддался Адам, и объясняет те искушения, которым противостоял «последний Адам». Истинность сказанного выше легко подтверждается плодами, хотя выражение «духовный блуд» для некоторых звучит странно. Всякого рода сатанинские культы постоянно сопровождаются сильным душевным и чувственным элементом.
Постоянное отпадение Израиля от Иеговы проявлялось в воздвижении столбов, или обелисков (мужские символы), и в изображении Астарты или насаждении посвященных ей рощ (женские символы) (см. Исх. 34,12-15).
Это были видимые знаки сатанинского влияния. Иегова не смотрел на такое идолопоклонство как на безобидное действие, совершаемое в неведении, но со всей строгостью наказывал этот грех, истребляя людей вместе с их идолами, если люди не желали оставить их. Он знал, что кроется в этом идолопоклонстве и что при этом имеет в виду враг. Идолопоклонство постоянно свидетельствовало о том, что сатана сделал в начале, когда взял власть над человеческой душой.
Нам нет нужды приводить еще примеры из Священного Писания или из истории, чтобы понять, что сатана, вследствие того что Адам поддался его наущениям, действительно пленил человечество, вложив в него семя своей природы. То, что мы сказали о духовном блуде в Израиле, лишь поясняет эту истину. Результат тот же самый, даже без обелисков и изображений Астарты.
Итак, мы видим, что душевно-плотскому человеку сатана предложил ложное евангелие - в высшей степени обольстительную и привлекательную систему, посредством которой он получил возможность пленить человеческий род. Вследствие того, что человек с ним согласился, он смог захватить в его природе своего рода плацдарм. Предложение врага, которое понравилось человеку и было им принято, сразу же привело к разрыву общения между Богом и духом человека, так что исполнение Божественных намерений, которые должны были осуществиться посредством Адама, задержалось. Такой духовный блуд разрушил связь человека с Богом. Была убита способность человека иметь общение с Богом, благодаря которому должны были осуществляться Божьи планы. Человек удалился от всего, что соединяло его с Богом. Исчезло подобие человека Богу и истинное богопознание. Перестав соответствовать своему предназначению, человек стал совершенно другим. Чуждый темный элемент заквасил с того времени человеческий род. Сатане удалось ввести в природу человека нечто такое, что благоприятствовало его господству над ним и его влиянию на него. Весь арсенал сатанинских обманов нашел вход в человека, что дает ему возможность некогда появиться в человеческом образе. Это, однако, не означает, что человек сознает свое заблуждение. Несмотря на сильно развитое религиозное чувство и высокие идеи, несмотря на религиозную деятельность, человек может оставаться духовно невозрожденным и сохранять свою старую природу, если он не осознает необходимости стать новым творением. Но каким бы привлекательным ни был «ветхий человек», остается в силе слово: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3,6).
Сама природа человека враждебна Богу, а не то сознательное и определенное положение, которое он занял, чтобы противиться Богу. О вмешательстве сатаны в жизнь первой человеческой пары и о том влиянии, какое он оказал на ее способность к зачатию детей, посредством чего были запачканы и испорчены их душа и кровь, говорит Священное Писание, описывая истинную природу возрожденных детей Божьих, «...которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1,13).
Таким образом, мы видим, что крест от начала стал основанием и центральным пунктом духовной вселенной. Бог воплотился во Христе. Облекшись в безгрешную человеческую душу, которую Он Духом Божьим предал смерти в Своей пролитой Крови, Он взял на Себя всю испорченность человеческого рода, чтобы навсегда устранить ее. Один только Бог мог сделать это. Лишь безгрешная душа могла добровольно совершить великое дело искупления, так как этой душе не была присуща никакая испорченность. Поэтому могла быть устранена всякая нечистота, как нечто чуждое душе. Тем самым были разрушены дела дьявола. Теперь посредством креста и силы Крови, посредством безгрешной души Сына Человеческого человек находит:
Прощение: «...сие есть Кровь Моя... во оставление грехов» (Мф. 26,28).
Искупление: «...в Котором мы имеем искупление Кро- вию Его» (Еф. 1,7; Кол. 1,14; 1 Петр. 1,19).
Примирение: «Благоугодно было Отцу... чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1,20).
Оправдание: «...оправданы Кровию Его» (Рим. 5,9).
Очищение: «...кольми паче Кровь Христа... очистит совесть нашу» (Евр. 9,14; Откр. 7,14).
Близость к Богу: «...стали близки Кровию Христовою» (Еф. 2,13).
Доступ: «...имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа» (Евр. 10,19).
Свободу: «... омывшему нас от грехов наших» (Откр. 1,5).
Освящение: «Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею...» (Евр. 13,12).
Очищение: «...Кровь Иисуса Христа... очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1,7).
Христос, будучи Первосвященником, принес Свою Кровь во Святое святых, в присутствие Божье. Там она постоянно свидетельствует перед Богом, что Он посредством Своей отданной на смерть души действительно разрушил сатанинский элемент в человеческой жизни, добровольно взяв его на Себя и предав смерти и аду. Он взял на себя наше наказание и претерпел смерть и ад вместо нас. Посредством действия силы Духа Святого Он возвратил очищенную от греха и дьявола душу. Благодаря тому, что Он «ожил духом» (1 Петр. 3,18) и возвратился на небо,
1.Он устранил основу падшего человека.
2.Он открывает тем самым природу нового творения в его завершении, когда будут устранены смерть и тление, обитающие в крови.
3.Те, которые родились свыше, от Духа, призваны вести новую жизнь в обновленном духе.
Лишь когда совершенное Христом дело во всем его глубоком и полном значении, заключенном в кресте и Его пролитой Крови, будет усвоено верою, лишь когда наше отождествление с Ним станет внутренней реальностью, тогда лишь будет разрушено то основание, та почва, которой владеет сатана в человеке, и та власть, которую он имеет над ним. Чтобы иметь возможность делать свое дело в человеке и через человека, сатане нужна плоть. Он постоянно посягает на плоть, чтобы возбудить ее, и не упускает случая использовать ее. Лишь Божественная жизнь и Божественная природа могут успешно выступить против него. Способность противостоять сатане происходит не от религиозного усердия, вдохновения или познания истины. Эта способность зависит от того, насколько крест отделил нас от плотской сущности и от мира. Христу дана всякая власть вследствие того, чем Он был на кресте и что Он совершил посредством креста. Свидетельство Иисуса в Церкви и в ее членах - свидетельство новой жизни и нового положения. И то, и другое становится нашим достоянием посредством креста. Вселенная должна узнать, что мы собой представляем благодаря совершенному на кресте делу, прежде, чем она сможет узнать, что мы можем сделать в Нем посредством креста и силы Крови.
Нигде сатана так настойчиво не старается овладеть плотской сущностью и использовать ее в своих целях, как среди членов Тела Христова. Если он находит основание, дающее ему право обвинить детей Божьих перед Богом, то он может ограбить их и лишить Божьих благословений. Плотская сущность - причина духовного застоя. «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5,24). Они побеждают посредством креста, как и Он победил.
Объективная сторона духовной силы и действия
Рассмотрим объективную сторону креста. Сила, которая исходит от Распятого и изливается через Церковь, оказывает на сатанинскую иерархию и на невидимый духовный мир весьма важное действие. В этой области становится ощутимым истинное значение креста и его всепреодолевающая мощь. В этой области открываются духовные силы. О действиях Духа нельзя судить ни по количеству собраний и их посещаемости, ни по множеству благочестивых мероприятий. Заполненные дневники и хорошо составленные программы не играют никакой роли. Популярность, большое число слушателей или сторонников еще ни о чем не говорят. Не может быть мерилом и то, неизвестны мы в данной местности или, наоборот, хорошо известны; главное - известны ли мы в духовном мире. Связывают ли бесы наше имя с именем Иисуса, вынужденные признать: «Иисуса знаю, и... мне известен» (Деян. 19,15)? Связывается ли и разрешается ли на небе то, что мы связываем и разрешаем на земле (Мф. 16,19) - вот что имеет значение. Суверенитет Христа должен проявиться через Церковь и именно в той области, которая лежит за пределами видимых обстоятельств. Церковь в лице своих членов может лишь посредством своего Главы выйти из бесформенного, разрозненного состояния и войти в соединение с Христом, чтобы исполнить предвечные планы Божьи. Благодаря росту Церкви суверенитет Христа будет все более и более ощутим, вынуждая власти тьмы считаться с народом Божьим. Те, кого Он предузнал и предопределил, теперь могут посредством суверенной власти Христа, осуществляемой в Церкви и через Церковь, быть включенными в предвечный план Божий.
Сатана не прекратит своих стараний воспрепятствовать завершению и усовершению Тела Христова, что по времени совпадает с последней фазой его власти и господства. Хитрые нападки сатаны будут так же многочисленны, как многочисленно воинство злых духов. Любым путем он старается умалить крест. Он хочет, насколько возможно, воспрепятствовать тому, чтобы с христианских кафедр звучала истина о полном значении Голгофы и о силе драгоценной Крови Христа или чтобы эти истины осуществлялись в христианской жизни. Есть немало евангельских христиан, которые настроены против проповеди полной вести о кресте, а также против тех, кто эту весть представляет. Различные вспомогательные средства, религиозные мероприятия, благочестивые дела и привлекательные так называемые «откровения» занимают время и силы людей, требуя в то же время немало денежных средств. Но все это лишь препятствует получению истинного результата духовной борьбы Церкви. Отдельные области истины, взятые в отрыве от целого, могут в конечном итоге исключить из себя истину, включающую в себя все.
Для Бога имеет значение не практика христианской благотворительности, сочетающая в себе духовное, нравственное и социальное блага. В новозаветном смысле ценность той или иной деятельности определяется духовным результатом. Те, кто вполне отдался руководству Духа Святого, будут более и более познавать, что лишь сила, исходящая от престола Христа и текущая через Его Тело, способна освобождать и внутренне созидать души, в то время как члены Церкви связаны друг с другом действительно духовным сотрудничеством.
Нам нужно считаться не только с внешними обстоятельствами, но и с враждебными силами, скрывающимися за этими обстоятельствами. Воодушевление, сострадание, человеческая сноровка, знания или силовые методы не могут помочь нам в возникшей ситуации. Денежных средств здесь также недостаточно. Многие миссионерские общества парализованы; их деятельность остановилась, так как они свернули на неверный путь, думая, что обеспечат успех своей работы с помощью евангелически настроенных комитетов, а также тех членов, которые проявляют интерес к миссионерской работе, обладают деловыми качествами, влиятельны в христианских кругах, располагают денежными средствами, красноречивы и авторитетны. История живого дела Божьего говорит об обратном. Она подчеркивает необходимость живого, личного опыта креста в жизни людей. Суверенитет Духа Святого должен действовать в Церкви, чтобы открывать Божественные намерения тем, кто «служит Господу постом и молитвой». Часто устанавливают особое время молитвы, которое служит лишь как крайнее средство. Нет, народ, который Бог хочет «составить во имя Свое», своей совместной деятельностью собирает тех, которые соединены с престолом Божьим в силу их отождествления с Христом. Это Церковь, которую не одолеют врата ада (Мф. 16,18).
Мы еще недостаточно осознали тот факт, что эта власть исходит от динамической внутренней силы.
Могучая, присущая Господу сила (Еф. 6,10) действует посредством Тела, которое обладает властью. Однако эта власть может осуществляться лишь на основании особого положения. Жизнь Моисея предлагает нам много поучительного в этом отношении. Борьба, происходившая между ним и фараоном, имела духовную подоплеку. Суды Иеговы должны были совершиться над «всеми богами египетскими». И египтяне должны были испытать эти суды на себе, потому что продолжали служить своим богам, хотя им была показана вся преступность такого идолопоклонства. Когда совершался каждый из таких судов, духовная власть зла склонялась под рукой Божьей, чтобы служить Ему в качестве средства наказания египтян. Однако народ видел лишь внешние символы этой власти.
Нил, который был святыней для египтян, представлял определенное божество. Жаба также считалась священной. Убить жабу было преступлением. Тот же закон действовал и в отношении песьих мух, в то время как насекомые-паразиты считались нечистыми. Кто прикасался к ним, объявлялся нечистым. Жрецы лишались своей должности, если прикасались к вшам, и оскверненные таким образом жертвенники больше уже не использовали. Последняя казнь коснулась первенцев, которые считались любимцами богов и особым образом посвящались им. Они были убиты. Но истинная драма разыгралась не между фарисеем и фараоном - это было лишь внешним выражением того, что происходило в действительности,- а между Иеговой и сатаной. Это была борьба между Князем жизни и князем смерти, между Самим Господом и сатанинской силой.
Лишь когда Моисей через особое вмешательство Бога был приведен к сознанию собственной несостоятельности, Бог мог поручить ему действовать в качестве Своего представителя и сквозь силы зла проложить дорогу, чтобы освободить Израиля из рабства. Сам Моисей не обладал авторитетом, который мог бы наделить его соответствующими полномочиями. Но он выступал от имени Другого, в живом соединении с Богом, Который даровал ему силу для исполнения Его плана. Посредством живого опыта креста, который действовал в нем, чтобы осудить плотскую сущность и освободить его от личных и мирских средств и путей, он занял духовное положение, позволившее проявиться в нем силе Божьей. Лишь когда мы уполномочены Богом, Его сила может действовать через нас. Эта истина очевидна и не нуждается в пояснении. «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление» (Рим. 15,4).
Необходимо заметить, что Моисей представлял не только Иегову, но и Его народ (Исх. 4,16; 7,1; 18,19). Вне всякого сомнения, он является прообразом Тела Христова, Глава которого действует через членов Церкви.
Далее следует подчеркнуть, что всякое проявление Божественной силы в конечном итоге имеет отношение к Агнцу Божьему. Все зависит от Него. Пасхальный агнец - прообраз пролитой Крови Христа, с которой связана окончательная победа. Мы можем сказать, что это обстоятельство от начала было основанием всех Божественных планов.
Этот же принцип красной нитью проходит через весь Ветхий Завет. Здесь мы видим объяснение того, почему были уничтожены хананеи. Они были представителями демонической власти и слышали об Иегове, как и египтяне (И. Нав. 2,9-10). Их религия основывалась на демонических культах. В главе 3 книги пророка Даниила мы видим ту же силу зла в образе истукана, которого чтили как бога огня и которому отказались поклониться трое друзей Даниила. Речь здесь идет не о Навуходоносоре или Вавилоне, но о сатане, который стоял за ними. Глава 10 книги Даниила открывает нам истинную природу этого конфликта. Мы встречаем здесь «мироправителей тьмы века сего», руководимых тем, кто до Голгофы был назван «князем мира сего» и кто еще и сегодня является «богом века сего», «князем, господствующим в воздухе».
Страшный суд Божий, который разразился над идолопоклонством, по своей сути направлен против ложной и враждебной власти сатаны, который хочет стать подобным Всевышнему (Ис. 14,14) и даже сесть в храме, чтобы ему поклонялись, как Богу, и чтобы править миром и всем человечеством.
Настойчивость, с которой сатанинские силы трудились над тем, чтобы насадить в Израиле идолопоклонство, преследовала цель вынудить Бога отвергнуть Свой народ из-за его отпадения. Тем самым было бы уничтожено свидетельство Божьего суверенитета. Поэтому сатана использовал всевозможные средства и пути, чтобы совратить Израиля. Появлялись лжепророки, устами которых говорили ложные духи. Посредством ловких, почти незаметных обманов, подмешиваемых к истинной вере, затуманивались глаза людей, чтобы они не могли распознать истину. Практикуя ложно толкуемое милосердие и сострадание, а также используя плотские страсти, враг хотел подчинить себе народ израильский.
Необходимо заметить, что такие нападки сатаны не ограничиваются народом израильским. Тем, кто трудится в языческих странах, это хорошо известно. Язычники, будто железными цепями, связаны не только своими идольскими изображениями, но демоническими силами, которые стоят за ними. Наше образованное, воспитанное и цивилизованное общество, которое капитулирует перед спиритизмом и оккультизмом, связано ничуть не меньше, чем эти языческие народы.
Полная отдача Христу - это нечто большее, чем только форма или особое выражение христианской жизни. Такая отдача Господу в высшей степени необходима: ведь все, что в нашей жизни умаляет власть, суверенитет и право собственности Христа на нас, указывает на наше соединение с тем, кто изо всех сил старается присвоить себе то положение, которое Сын получил от Отца, или по крайней мере разделить с Ним Его славу. Это и есть идолопоклонство. Оно проявляется не только в определенных формах оккультизма или спиритизма. Раздвоенность, умаляющая в нашей жизни Христа, является идолопоклонством. В конце концов обнаружится, что, предоставив место врагу, мы тем самым все больше и больше удаляемся от Христа и наша христианская жизнь разрушается.
Подводя итог этой главы, напомним, что свидетельство Иисуса, осуществляемое посредством Его креста, в конечном итоге происходит перед начальствами и властями. Вся мощь, заключающаяся в суверенитете Сына Человеческого и действующая через Его крест, особым образом ощущается в духовных сферах. Наше влияние на мир или обстоятельства, как их видит Бог, может лишь тогда быть действенным, когда мы осознаем духовную силу зла, сокрытую за этими обстоятельствами, и со всей решимостью выступаем против нее. Церковь, которая есть Тело Христа, имеет небесное происхождение и небесное жилище. Ее природа и предназначение носят духовный характер. Это Тело - не просто образное выражение. Оно является мощным орудием, посредством которого должен осуществляться суверенитет - вся полнота власти - Главы во вселенной.
Своим происхождением Тело Христа обязано кресту, который необходимо пережить лично. Крест является основанием Тела; именно через него, как своего рода оружие для борьбы, действует Тело, именно о нем оно свидетельствует. Лишь когда эгоизм и вся плотская сущность членов Тела Христова будут преданы смерти, Тело сможет действовать беспрепятственно.
Такие качества, как авторитет и сила, не присущи нам; это дары, которые принадлежат всему Телу. Отдельные члены проявляют эти качества лишь в соединении с духовным организмом. То, что совершается независимо от Тела, рано или поздно заканчивается бедой. Какое-то время сатана может создавать видимость успеха. Но в конечном итоге он использует положение, в котором оказалось дитя Божье, и нанесет ему огромный ущерб. Весь Новый Завет подчеркивает суть Тела - тесное соединение в жизни и служении. Своими корнями этот принцип восходит к вечности. Если мы не сознаем этот принцип и не подчиняемся ему, то приходим в жалкое состояние. Тот факт, что Иисус посылал Своих учеников по двое (Мр. 6,7), а также слова Господа: «...если двое из вас согласятся... где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18,19-20), указывают на этот Божественный принцип. Все откровение истины принадлежит Телу.
Но сила и власть не принадлежат Церкви как таковой. В ней и через нее действует сила и власть Христа.
Церковь может быть представлена несколькими - двумя или тремя - членами, и они могут разрушить сатанинские планы, если будут молиться в Духе Святом. Связанные сатаной души будут освобождены; денежные средства, удерживаемые врагом, будут возвращены; закрытые двери, ведущие в крепость противника, откроются, и коварные намерения дьявола будут раскрыты. Все это исходит от престола Божьего через Главу и осуществляется Духом Святым. Таковым должно быть нормальное течение духовной жизни.
Для того чтобы достигнуть этого истинного и нормального положения и стать орудием Христа, которое, будучи членом Тела Христова, действует на своем месте, многое в жизни следует исправить. Отбросить то, что неверно, изменить ложные понятия. Необходимо отказаться от мирских путей и мирских интересов. Отклонить то, что принадлежит организованному христианству, но противоречит первоначальному, новозаветному, порядку. Нас не должны больше привлекать многочисленные заманчивые плоды, производимые людьми или непосредственно противником, а не Богом. Там, где царят традиции, обычаи и системы, крест должен проявить свое радикальное действие. Мы не сможем верно и без страха идти этим путем, если нам не откроется истинная природа и цель существования Тела Христова, а также глубокий смысл креста. Только тогда в нас будет действовать сила новой любви и сознание величия Божественных планов.
Это дело развивается. Повсюду Господь посещает Своих избранных данными откровениями и трудится над тем, чтобы, согласно Божественным планам, вести ближе к цели Свое Тело. Это связано с определенными жертвами, но необходимо для Господа и Его детей.
ПОЛОЖЕНИЕ И ВЛАСТЬ ДЕТЕЙ БОЖЬИХ
Обзор и краткое резюме основных моментов
Сегодня в религиозных и особенно в евангельских кругах наиболее часто употребляется слово «сила». Оно постоянно звучит и в беседах, и в молитвах.
Если прислушаться к речам и молитвам, произносимым на незнакомом языке, то невольно обращаешь внимание на одно слово, которое часто повторяется. Неудивительно, что это слово - сила. Бессилие, как и желание обладать силой, проявляется или признается различным образом. Оно проявляется не только со стороны духовно настроенных детей Божьих, смиренно исповедующих свою бедность, но и в громких публикациях, а также мероприятиях, в которых явно просматривается их слабость. Как печально, что в духовной жизни недостает силы.
Однако мы не намерены рассматривать этот предмет с различных сторон; мы займемся основной мыслью, основополагающей и весьма важной. Она даже более основополагающе, чем дар Духа Святого, и весьма редко упоминается в соединении с Ним.
Учитель ясно сказал, что Пятидесятница придет лишь после глубокой и в высшей степени необходимой внутренней подготовительной работы. Пятидесятница была не только причиной, приведшей к глубокому внутреннему переживанию, но и результатом того, что ей предшествовало. Это было как завершение, так и новое начало, печать, а не только залог. Прежде, чем помазание, которое Христос получил после Своего крещения в Иордане, сможет снизойти на членов Его Тела, нам необходимо креститься в Его смерть. Наше греховное тело должно быть погребено с Ним. Его смерть означает, что дверь за старым творением закрылась. Первый Адам окончательно осужден и приведен в такое состояние, что Бог не может ни считаться с ним, ни принять его. Он мертв. Лишь «последний Адам», Которым все стоит, может получить полноту Божью. Когда в Ветхом Завете помазывались служители Божьи, должен был соблюдаться определенный порядок. Миро священного помазания ни в коем случае не должно было употребляться для помазания тел прочих людей, и подобный ему состав не должен был приготовляться для собственного употребления (Исх. 30,32).
Елей - всегда символ Духа Святого, подобно тому как плоть - прообраз ветхой природы падшего Адама. Бог категорически отказывается излить Духа Святого на нераспятого человека. Уподобление Его смерти - вот тот единственный путь, который ведет нас к облечению силой. Все наши побудительные причины получить эту силу должны пройти испытание огнем. Не ищем ли мы способности проявлять свое личное влияние? Не стремимся ли мы к популярности, почету, славе, уважению, успеху - то есть к тому, что принадлежит царству мира сего? Возможно, мы убеждены, что наши намерения чисты. Но лишь когда мы испытаем презрение и отвержение, когда наши имена будут произносить с пренебрежением, когда наш труд покажется нам напрасным - лишь тогда мы сможем осознать истинную цель и подлинное основание нашего сотрудничества с Богом. Когда все в нас и вокруг нас замирает, когда вокруг нас становится темно, тогда видно, действительно ли мы стоим в истине. Раб Божий, которого Бог действительно желает использовать, должен идти этим путем. Бог не изливает Духа Своего на нашу плотскую сущность, будь ее проявления грубо-плотскими или утонченными, душевными или хорошо воспитанными. Пятидесятница приходит только после Голгофы. Сначала должен быть воздвигнут жертвенник и приготовлена жертва, и только потом сойдет огонь с неба. Это должна быть жертва всесожжения, которая сжигалась полностью.
Вне всякого сомнения, когда Учитель был прибит ко кресту, ученики нашего Господа должны были все потерять, предать смерти свое честолюбие, свои идеи, свою самоуверенность. В те часы они должны были вкусить глубину этой смерти, которая отныне определяла всю их жизнь и которая начала действовать в них. Их воззрения и убеждения, их образ действий, их суждения, их способности, их темпераменты - все должно было пройти через внутренний процесс суда и смерти.
И чем глубже они крестились в Его смерть, тем более полно погружались в Его жизнь. Каждый новый опыт действовал все более кардинально, приводя их во все более глубокое общение с Господом. Именно таким образом их жизнь становилась все более плодоносной.
Но есть и другой аспект, о котором здесь необходимо упомянуть. Сатана обладает определенными правами на мир и на плоть. Однако Христос пришел, чтобы обезоружить сатану и отнять у него его права, а также разрушить то, на основании чего враг стал властелином этого мира. На основании Своей крестной смерти и определенного Ему Богом положения быть Господом господствующих Христос обладал скрытой властью. Эта власть везде признавалась и постоянно противостояла вражеской силе. Греческое слово «ехousia» переводится как «сила» или «власть» и означает «власть, принадлежащая по праву». В Матфея 7,29 мы встречаем слово «власть», которая противопоставляется власти книжников. В главе 8 этого же Евангелия, в стихе 9 снова встречается это слово в связи с языческим сотником. В Матфея 21,23 мы читаем, что фарисеи сознают присутствие в Господе Иисусе этой власти. Весьма показательно, что это слово встречается в Новом Завете 94 раза.
Сатана хотел присвоить себе эту власть над землей (Лк. 4,6). В то время Христос предоставил врагу определенную свободу действий и пошел на крест. Лишь в последние часы Своего земного жизненного пути Он воскликнул: «Ныне князь мира сего осужден». Одолев врага и отняв у него право, которое он присвоил себе, Христос победно расторг узы смерти и провозгласил: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле». В свете этого триумфа и того победного положения, которое Он внутренне уже занимал, Он мог сказать Своим ученикам: «Се, даю вам власть наступать ...на всю силу вражью...» (Лк. 10,19). После того, как ради человеческого рода Он вступил во владение этой властью - властью, которую Он имел в Себе Самом как Сын Божий, Он обещает Своим ученикам силу, которую они получат посредством Духа Святого (Деян. 1,8). Динамическая сила может действовать лишь там, где есть власть; другими словами, эта приводящая все в движение сила будет проявляться лишь на основании особого положения.
Бог наделяет силой лишь тех людей, которые получили от Него власть. Такое положение могут занять лишь те, кто соединился с Христом. Мы должны внутренне пережить смерть Христа, погребение, воскресение, вознесение на небо и прославление. Власть Христа, получаемая посредством Его креста, должна осуществляться через совокупность членов Его Тела.
Следующий пример лучше пояснит нашу мысль. На одной из больших магистралей Нью-Йорка, где транспорт движется непрерывным потоком, вдруг все останавливается. Причина этой остановки - поднятая рука одного человека. Но не сила его руки произвела остановку. Непрерывный поток был остановлен властью полицейского. Если бы кто-то не признал эту власть или пренебрег ею, он был бы наказан. Здесь наглядное сравнение. Христос обладает властью. Мы соединены с Ним на основании нашего отождествления с Ним. Там, где победой Христа пренебрегают, мы, как Его орудие, облеченные Его властью, должны наступать на всю силу вражью. Если мы живем по духу, то будем получать указания от нашего Главы. Он поможет нам владеть ситуацией и разрушать вражеские замыслы. Слово «разрушать», встречающееся в Новом Завете, означает «аннулировать» и относится к делам дьявола. На основании креста Церковь, которая есть Его Тело, должна уничтожать такие дела. И это не только изгнание бесов. Совершать это мы можем лишь посредством Духа Святого, сила Которого должна проявляться в нас. Апостолы и вообще первые христиане были полностью соединены со своим победоносным Господом и облечены Его властью над сатаной и его царством. Поэтому на них были помазание и печать Духа Святого.
В Галатам 2,20 нам предложен ключ к этой тайне: «...Уже не я живу, но живет во мне Христос».
ЗАМЕЧАНИЯ Бытие 4,1
Перевод этого места связан с довольно большими трудностями. Ни один из общепринятых переводов нельзя считать абсолютно безупречным. Согласно еврейскому тексту, слова Евы означают: «Приобрела я человека, который является Господом» или даже «Господа». На первый взгляд это неверно. Возможно, Ева ссылалась на обетование в Бытие 3,15, но при этом думала о Каине, как о непосредственном семени, о котором там идет речь. Вероятно, она не придавала слову «Господь» Божественного значения. Но если вдуматься, в ее словах все же заключается бессознательное пророчество, что это семя в конце станет Господом. Этого сына она получила не каким-то чудесным образом, «с помощью Господа» (как в немецком переводе), как будто Бог дал ей для этого особую силу. Если бы это было так, то Бог был бы ответственным за размножение падшего человеческого рода. Верно, что Бог не отменил Свою заповедь: «плодитесь и размножайтесь». Но в период невинности эта заповедь оставалась неисполненной, пока не разрешился вопрос: святое или несвятое семя будет воспроизводить человеческий род. В вечности же, согласно Божественному плану, был Некто, рожденный от Бога, Кто снова принес порядок в тот хаос, который возник вследствие греха. Ева неверно поняла это Божественное определение; однако ее высказывание содержит в себе зерно Божественной пророческой истины.
Сразу же после грехопадения Бог принял необходимые меры, чтобы держать человеческую жизнь в ее падшем состоянии в определенных рамках и сохранить вечную жизнь для нового творения (Быт. 3,22-23).
Крещение и обрезание
Крещение и обрезание - знаки и свидетельства, имеющие нечто общее. И все же это говорит больше против крещения детей, чем за него. На основании своей веры, которая вменилась ему в праведность, Авраам стал родоначальником потомства, к которому относились обетования Божьи. Эти обетования были дарованы Аврааму, и каждый потомок Авраама с момента своего рождения входил в этот союз и становился наследником обетований.
Поэтому ребенок мог получить знак этого союза - обрезание.
Теперь Христос стал Главой нового творения. В Нем гарантированы все обетования, касающиеся «Его семени» - сынов Божьих через веру во Христа Иисуса. Но в этот вечный завет можно вступить и получить наследство и обетования лишь на основании нового рождения («рожденные от Бога», «возрожденные», «рожденные от Духа»).
Крещение, как и обрезание,- не возрождение, а свидетельство возрождения. Акт крещения - это не ритуал, не установление или признак особой догматики или церковного объединения, но свидетельство отождествления с Христом в Его смерти, погребении и воскресении. Духовное значение Голгофы и ее влияние были определены от вечности. «Агнец, закланный от создания мира». В распятии сокрыто нечто гораздо более глубокое, чем доступно человеческому взору. Это та смерть, которую не смогли бы осуществить ни человек, ни дьявол.
Но несмотря ни на что в определенное время на земле в исторических и географических рамках было воздвигнуто свидетельство, чтобы показать эту вечную духовную истину. Тот же принцип действителен и в отношении свидетельства нашего отождествления с Христом (крещение, трапеза Господня). Рано или поздно каждое истинное и духовно настроенное дитя Божье переживает кризис в отношении этого свидетельства и вынуждено прийти к определенному решению, от которого зависит многое.
Речь здесь идет не о земных спорных вопросах и толкованиях, которые можно принять или отвергнуть, но о Божественных и вечных принципах.
(Часть 1)
Комментариев нет:
Отправить комментарий