Приветствуем всех искренни ищущих Господа!

Мы рады сообщить, что начинаем публикации не известных и уже известных Церкви Христовой, в постсоветском пространстве СНГ, посланий людей Божиих, таких как Артур Кац, Теодор Остин-Спаркс. Надеемся, что вы найдете полезным прочесть эти глубокие послания и Христос возвеличится в вас сиянием Своей вечной Славы!

вторник, 15 марта 2011 г.

Крест Христа в его всеобъемлющем значении, Т. Остин-Спаркс (Часть 2)


Т. Остин-Спаркс
СЛОВО УВЕЩАНИЯ И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ
Мы чувствуем необходимость несколько прерваться, чтобы сказать серьезное слово предостережения о грехе вы­сокомерия, из-за которого некоторые из детей Божьих ста­новятся виновными против Тела Христова, присваивая себе истину без исполнения необходимых условий. Единство чле­нов Тела со своим Главой объясняет и открывает нам, поче­му в новозаветный период Дух Святой должен был часто вмешиваться и совершать суд.

Разве Учитель не сказал: «Слушающий вас Меня слуша­ет, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк. 10,16)? «...Так как вы сделали (или не сделали) это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали (или не сделали) Мне» (Мф. 25,40).

Павел увидел первые проблески откровения Тела Хрис­това, когда Господь сказал ему: «Что ты гонишь Меня?»

В Анании и Сапфире, или в тех необузданных людях, которые были в Коринфе, или в тех, кто был болен, а некото­рые и умирали, мы видим живые примеры, указывающие на опасность, источник которой - неверное отношение к Телу Христову. «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который пре­ломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно таю; ибо все причащаемся от одного тела» (1 Кор. 10,16-17). Следовательно, трапеза Господня сви­детельствует о единстве и духовной реальности Тела Хрис­това. Отклоняя от себя это свидетельство (которое не просто ритуал) или приступая к Вечере Господней с духом вражды, лицемерия и пристрастия, что ведет к раздорам, мы посту­паем надменно и дерзко.

Трапеза Господня не является единственным свидетель­ством нашего соединения с Христом или единства Христа и Его членов. Пренебрежительное, оскорбительное отноше­ние к одному из этих свидетельств влечет за собой замеша­тельство, напряженность и утрату благословения, а порой и физические страдания. Нам известны случаи, когда Господь должен был отозвать таковых. В Псалме 18,14 Давид молит­ся: «И от умышленных (В немецком и английском переводах: "от высокомерия",- Прим. переводчика) удержи раба Твоего, чтобы не во­зобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения». В свете духовных и вечных истин грехи гор­дости и высокомерия были для Давида великим развраще­нием. Новый Завет беспощадно разоблачает природу этих грехов, особенно когда речь идет о Теле Христа и нашем присоединении к нему.

Помазание Духа Святого исходит от Главы и посредством Главы на Тело Христово, в том числе и на отдельных его чле­нов, в силу их соединения с Христом в Его Теле. Помазание общее для всех членов. Оно становится достоянием не только отдельных членов, но всего Тела, так что единство духа по­средством Главы осуществляется во всем Теле. Грех против Тела Христова - грех против Духа Святого, ибо он касается помазания Главы, которое пребывает на Теле. Из Священного Писания мы видим, как строго взыскивал Бог с тех, кто согре­шал «против Господа и против Помазанника Его». Они еди­ны; Помазанником является Христос и Его члены. Касаться члена Его Тела - значит касаться «зеницы ока Его». Сам Бог вступается за них, когда они взывают о помощи: «Никому не позволял обижать их, и возбранял о них царям: "Не прикасай­тесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла"» (Пс. 104,14-15). Применяя это слово в новозаветном смысле, мы видим, что оно относится к единству Господа и Его чле­нов, так как на них пребывает общее помазание.

Но нам необходимо обратить внимание не только на ка­сание членов Христа, но и на грехи высокомерия, чтобы ког­да-нибудь самонадеянно не присвоить себе права, наслед­ство и преимущества тех, кто принадлежит к Телу Христа, пренебрегая особым достоинством этого Тела. Верьте мне, возлюбленные: если в нас появляется малейшее недоволь­ство по отношению к свидетельству, связанному с Телом Христа, и мы отказываемся в смирении выполнить все свя­занные с ним условия, наше свидетельство становится ду­ховно бессильным. Даже если в некоторых случаях мы вро­де бы и не несем наказания, рано или поздно наше непослушание обнаружится. И хотя вначале такие дети Бо­жьи продолжают идти, радуясь присутствию Божьему и до определенной степени пользуясь Его благословениями, рано или поздно они переживут такой тяжелый кризис, что внут­ренне будут не в состоянии идти дальше. Им необходимо возвратиться к тому свидетельству Тела Христова, которым они пренебрегли, и признаться: «Причина моего печального состояния кроется в непослушании. Когда Господь внутрен­не указывал мне на свидетельство Тела Христова, я проти­вился Ему». Вы не можете обойтись без этого признания. Малейшее непослушание Духу Святому разоружает нас, и мы становимся беззащитными.

Тело Христово является защитой и покровом для детей Божьих. Эта защита необходима Его членам. Они не отва­живаются идти одни, без духовной поддержки других. Если мы не осознаем единство Тела Христова или проявляем не­послушание Духу Святому, когда Он в духе открывает нам значение этого свидетельства, то мы рано или поздно ока­жемся пораженными грехами высокомерия и гордости. Мы притязаем на права, преимущества и силы Тела Христова, но пренебрегаем свидетельством этого Тела. Поэтому Духу Святому приходится принимать меры, чтобы привести нас в должное состояние. Из-за своего непослушания мы можем испортить себе всю жизнь, оказавшись на низкой ступени духовного служения и духовной деятельности, вместо того чтобы подниматься на более высокие ступени.

В одной из предыдущих глав мы упоминали, как Гос­подь встретил Моисея и хотел умертвить его, так как тот не исполнил свидетельство завета (Исх. 4,24). Павел ясно го­ворит, что крещение является свидетельством Тела Хрис­това (Кол. 2,11-12; Рим. 6,4).

Мы не можем рассчитывать на защиту и покровитель­ство Господа в Его Теле и посредством Его Тела, пока не станем прислушиваться к голосу Господа и беспрекословно повиноваться Ему. Говорим это по опыту. Некоторые потер­пели кораблекрушение в духовной жизни, так как противи­лись Духу Святому. Дух Святой вел детей Божьих к позна­нию их отождествления с Христом, но они отказались засвидетельствовать это через крещение. Господь внутрен­не побуждал их креститься, но они начинали дискутировать, спорить, приводя доводы «за» и «против». Они советовались с людьми, которые критически относились к этому, и были рады найти того, кто смог бы убедить их не принимать кре­щение. О возлюбленные! Если бы вы знали, сколько таких потерпевших кораблекрушение! Их духовная жизнь стано­вилась все более бедной, их способность служить и быть полезными для Господа - все более ограниченной. Мы мог­ли бы рассказать не одну историю о людях, которые проти­вились Господу, когда Он призывал их засвидетельствовать духовную истину, которая была открыта им. Несмотря на свое непослушание, они постоянно притязали на права, силы и преимущества Христа в Его Теле. Но настал день, когда в их жизнь со всей строгостью должен был вмешаться Дух Святой.

СУПЕРНАЦИОНАЛЬНОСТЬ ЦЕРКВИ ИИСУСА
Мы рассмотрели сущность и предназначение Церкви Иисуса согласно Божественным намерениям. Теперь посмот­рим на действия Церкви Иисуса за пределами ее собствен­ного круга. Первая сфера ее деятельности - народы этого мира. (См. схему.)

Что касается природы Церкви, то Дух Святой так гово­рит через Петра: «Вы ...народ святый» (1 Петр. 2,9). Это народ внутри народов, который не принадлежит ни к какой национальности и ни к какой деноминации, но стоит над всеми ими. Это народ, вызванный из всех народов, но суще­ствующий внутри народов. Учитель так молился об этой за­рождающейся Церкви: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла». Апостол Иоанн, который по вдохновению Духа Святого написал эти слова, позже пишет: «...весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5,19).

«Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла». Они не отданы врагу, хотя и живут в мире. Они в мире, но не принадлежат миру и в известном смысле отделе­ны от него. Бог избавил нас, святой народ, от власти тьмы и ввел «в Царство возлюбленного Сына Своего»(Кол. 1,13).

Что такое народ? Народ, или нация,- это сообщество лю­дей, имеющих общее происхождение, принадлежащих к од­ной расе. Это определение особым образом относится к Цер­кви Иисуса. Одна и та же жизнь пульсирует во всех - жизнь необыкновенная, жизнь, имеющая Божественное происхож­дение, жизнь Самого Бога. Нация - это единство, основанное не только на общем происхождении и жизни, но и на общности устремлений и цели. Все это присуще Его народу, который является святым народом.

Церковь призвана свидетельствовать миру. Сила ее сви­детельства заключается в том, что она не связана нацио­нальными путами. Своеобразие ее образа жизни - вот то свидетельство, которое действует так же, как магнит на же­лезо. Крест, пребывающий в самом сердце Церкви, привле­кает к себе или, лучше сказать, к Распятому членов Тела из всех народов. Этим членам, которые один за другим присо­единяются к Церкви, Христос передает Свою магнетичес­кую силу, чтобы они, в свою очередь, могли привлекать дру­гих. Привлекающая людей весть креста - это свидетельство Церкви. Она призвана «из всех племен и колен, и народов и языков» (Откр. 7,9).

Из этого вытекают два важных момента, которых необ­ходимо здесь коснуться. Нам должно быть безусловно ясно, что как Церковь, так и ее члены не могут быть связаны с различными системами и объединениями этого мира. Вме­шиваясь в вопросы, связанные с земным царством, мы теря­ем сокрытую в нашем призвании силу и оказываемся в та­кой ситуации, из которой выходим лишь с большими трудностями. Именно в этом трагедия истории христианства, и именно этим объясняется его нынешнее духовное бесси­лие. С того времени, как Христос, Глава Церкви, во славе вознесся на небо, Церковь является небесным Телом. Все то, что нисходит с неба на Его Тело и посредством этого Тела проявляется на земле, имеет небесную природу и не­бесное происхождение. Это нечто совершенно отличное от всего земного, что не может понять природный человек. За­дача Церкви в нынешнем веке состоит не в том, чтобы рас­пространять на земле принципы Царства Божьего, но чтобы свидетельствовать в народах о суверенитете Христа, а так­же собирать избранных членов Тела Христова. Царство Хри­ста придет позже.

Те, кто получил откровение о Теле Христа, выйдут из традиционных и организованных религий, поняв, что у них нет другого выбора, как только порвать с такими организа­циями. Хотя такие организации имеют религиозную окрас­ку и притязают на имя Господа и Его Слово, они в конечном итоге принадлежат миру. Дух Святой постоянно действует в том направлении, чтобы освобождать нас от таких связей. Он вынужден делать это, так как сами мы сделать это не в состоянии. Он приводит нас к тому, что нам не остается ни­чего другого, как только повиноваться Ему. Мы должны ждать, пока положение вещей не станет нам совершенно ясным. Дух Святой вселяет в нас магнетические силы крес­та Христова, чтобы вызвать народ из всех народов и сделать его достоянием Христа. Для того чтобы исполнить это слу­жение, нам необходимо занять совершенно определенную позицию. Но при этом мы не должны руководствоваться сво­ими личными, эгоистичными мотивами, ища собственного признания или независимости.

Собирает членов Тела Христова Дух Святой на осно­вании откровения и внутреннего отмирания всего того, что не несет на себе печати небесной природы. Мы пытались основать церковь, организовать и умножить ее. Используя объявления, мирскую мудрость, определенные планы и при­зывы, мы хотели собрать людей и привести их в церковь. Чтобы возбудить в них интерес, мы привлекали высокие ти­тулы и имена, использовали неиссякаемые источники чело­веческих средств и путей. Но в конечном итоге все оказа­лось лишь карикатурой на Божественные пути. Мудрость Господа состоит в том, чтобы через Своих детей принести во всякое место Свое свидетельство, а затем вокруг этого свидетельства собрать тех, кого Он предузнал и предопре­делил и кто хочет повиноваться Его призыву.

Дух Святой - особый стратег. Пятидесятница дает нам замечательный пример этой стратегии. В этот день в Иеру­салиме были собраны представители «всякого народа под небесами». То, что презренное иудейство должно было по­служить вызову людей из всех народов, чтобы положить на­чало Церкви, являло собой пример Божественной стратегии. На улицах и площадях Иерусалима не было броских объявлений, возвещающих, что в определенном месте и в опреде­ленное время буду проповедовать одиннадцать знаменитых мужей или что высокоуважаемый д-р Петр будет держать речь, посвященную дню Пятидесятницы. Апостолы были единодушны, и от начала до конца все совершалось посред­ством Духа Святого.

Итак, мы видим, как далеко удалилось от цели органи­зованное христианство. Когда Дух Святой берет все в Свои руки, тогда мы освобождаемся от угнетающего и бесполез­ного груза всяческих дел и организаций. Это уже не наша работа, но работа Духа Святого. Свидетельство Иисуса дол­жно быть в руках Духа Святого. Он собирает тех, кто пре­дузнан Богом.

С одной стороны, перед нами чудесная истина, что Дух Святой образует народ для Иисуса. В этом Он суверенен. Удивительно, что может совершить Дух Святой, как люди верой принимают свидетельство Иисуса (2 Фес. 1,10). Зада­ча Духа Святого состоит в том, чтобы завершить строитель­ство Церкви Иисуса.

С другой стороны, Дух Святой действует стратегичес­ки, поселяя тут и там членов Церкви и делая их своего рода магнитами, посредством которых Он привлекает избранные души и присоединяет их к Церкви. Их избрание основыва­ется не на Божественной благосклонности к кому-либо, а на Божественном предузнании. Оно происходит не потому, что одни определены для жизни, а другие для смерти, но пото­му, что Господь предузнал тех, кто хочет веровать. «...Кого Он предузнал, тем и предопределил...» (Рим. 8,29). Их судьба уже предопределена силой Божьего предвидения через веру и по Его благодати. «Познал Господь Своих» (2 Тим. 2,19).

Господь тут и там поселяет членов Своего Тела, чтобы они, подобно магнитам, действовали в различных местах, собирая тех, которых, благодаря их свидетельству, коснулся Дух Святой. Примечательно, что повсюду есть дети Божьи, которые стремятся к этому. Будем, однако, остерегаться, по­буждаемые собственным порывом, стараться поскорее при­влечь тех, кто, на наш взгляд, должен присоединиться к нам.

Необходимо, чтобы в этом нами руководил Дух Святой; в противном случае многие будут лишь захвачены нашим сви­детельством, а затем разочарованы. Молимся ли мы о том, чтобы Господь удалил от нас тех, кто не хочет познавать Его волю и покоряться ей? Такая молитва так же важна, как и молитва о том, чтобы Господь приводил к нам детей Божь­их. Многие, не желающие прийти теперь, возможно, придут позже. Это дело Господне, и времена и сроки находятся в Его власти.

Данная истина со всей серьезностью затрагивает воп­рос о том, соответствует ли Божьим планам, когда мы возво­дим во многих местах добротные, удобные здания и оцени­ваем успехи той или иной церкви количеством верующих, которые присоединились к ней? Конечно, такое воззрение противоречит новозаветному. Не случилось ли так, что хри­стианство наших дней со всеми его организациями, объяв­лениями, издательствами и т.п., которые большей частью бездеятельны и бессильны, представляет собой результат ложного воззрения? Мы даже отваживаемся утверждать, что высшая и плодотворная работа Духа Святого возможна лишь тогда, когда мы духовно оторвемся от нынешней системы организованной религии и от предписаний, методов, офи­циальных должностей и руководства так называемой церк­ви. Господь готов освободить тех, у кого окажется достаточ­но мужества и веры, чтобы доверить Ему заботу о своем пропитании и предоставить Ему оправдание их решения. Трагедия многих в том, что их познание затемняют земные вопросы, а также тирания системы, которая парализует ис­тинное дело Божье. Мы никого не хотим принуждать отде­ляться от земной организации, пока это не будет открыто им внутренне. Но мы настоятельно просим вас со всей серьез­ностью взывать к Господу, чтобы Он открыл вам истинную природу Церкви Иисуса, которая является Его Телом.

К этим рассуждениям мы хотим добавить еще одно важ­ное замечание. В то время как Церковь посредством Своего свидетельства действует в народах, подобно магниту, при­тягивающему к себе других, она действует и наоборот, отторгая от себя тех, кто хочет присоединиться к ней по плоти. В погоне за ростом количества членов эту истину часто упус­кают из виду, что влечет за собой разрушительные послед­ствия. Во Христе и Его Теле должна пребывать таинствен­ная сила, обеспечивающая вход в Церковь лишь освященным. Божественный огонь, который оберегает славу Божью, пре­бывает во святилище скинии, храма или дома Божьего и со­вершает суд, когда туда примешивается плоть. Если такой суд и не происходит в каком-либо из подобных обществ, это еще не говорит о том, что Бог хочет, чтобы мы оставались в системе, которая носит на себе лишь внешние признаки Цер­кви Иисуса и которой руководят неосвященные мужчины и женщины. Если бы такие церкви действительно представ­ляли Его духовный дом, в котором беспрепятственно дей­ствует Дух Святой, то такие люди испытали бы, что суд Бо­жий начинается с дома Божьего.

«Из посторонних же никто не смел пристать к ним» (Деян. 5,13).
«Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2,47).

Разве нам недостаточно этого? Разве не наша задача - во всей ясности и чистоте сохранять свидетельство Иисуса?

УНИВЕРСАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ИМЕНИ ИИСУСА
Существует универсальная общность детей Божьих, не связанная ни со временем, ни с пространством. Такое воззре­ние, которое соединяет Христа со всем миром, со всей вселен­ной, является всеобъемлющим. В высшей степени важно, что­бы дети Божьи познали универсальное значение Христа и сознавали, что являются частью Того, Кто охватывает весь мир.

Евангелие Иисуса Христа, которое принесло нам спасе­ние, примирение и освящение, не есть выражение Божествен­ных мыслей, появившихся после акта творения и вызван­ных неожиданным трагическим событием в мире. Страдания Христа относятся не только к тому, что случилось после тво­рения. Необходимость искупительной жертвы, которая впос­ледствии развилась до высокоорганизованного ритуала, обя­зана своим происхождением не примитивным людям, как учили некоторые. Библейские предписания о жертвоприно­шениях заимствованы не из обычаев языческих народов, хотя такие обычаи в общем являлись выражением языческих ре­лигий. Истинное значение и принципы, содержащиеся в предписаниях, касающихся жертвоприношений, были уста­новлены Богом еще прежде существования мира. Между От­цом и Сыном от основания мира был заключен договор. Он касался не только земли, но и неба. И там, и там была необ­ходимость в очищении от проникшей туда нечистоты. Все языческие и варварские жертвоприношения - жалкая кари­катура на то, что было в Божьих планах прежде существова­ния мира. «...Агнца, закланного от создания мира» (Откр.13,8). Это охватывающее весь мир дело мог совершить лишь такой Человек, который универсален и обладает охватываю­щими всю вселенную качествами. Он не мог принадлежать какому-то одному особому веку, одной особой нации или миру. Он должен обладать универсальной властью. Это Иисус Хри­стос, то есть Помазанник. Он был помазан от вечности, от со­творения мира. Это помазание уполномочивает Его исполнить Свое поручение и Свою охватывающую весь мир миссию.

Все Священное Писание подчеркивает, что еще до гре­хопадения человека Христос был помазан совершить во все­ленной дело, которое устранит и последствия этого грехо­падения. В Писании ясно показано, что это дело должно совершиться на земле посредством воплощения Христа. Од­нако земля, как и Божественная драма креста, приходит в соприкосновение с гораздо большей областью. С этим свя­заны начальства и власти, Ангелы и Архангелы, которые с напряженным вниманием наблюдают за происходящими на земле событиями. Все это говорит об универсальности Лич­ности Христа и совершенного Им дела. Было бы весьма по­лезно рассмотреть некоторые из этих космических и уни­версальных элементов Его земного жизненного пути. Но прежде чем коснуться исторической стороны, мы вначале проследим основные направления этого откровения.

Возьмем, к примеру, отрывок из Послания к Колоссянам: возлюбленный Сын Его «есть образ Бога невидимо­го... ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, ви­димое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,- все Им и для Него создано; и Он есть преж­де всего...» (1,15-17).

«Он есть прежде всего». Это «есть» указывает на то, что Он не был сотворен, что Он не был особым Ангелом высокого ранга, но был вечно, прежде всего и над всем.

«...И все Им стоит», то есть все существует ради Него. Если мы отрицаем существование Христа, то должны отри­цать все, что создано. «...Смерти... невозможно было удер­жать Его» (Деян. 2,24). Воскресение Христа было необхо­димо, чтобы сохранить жизнь творению. В конечном итоге жизнь всего творения сокрыта в Нем. Это указывает на все­охватывающий характер Христа и снова подчеркивает ис­тину новозаветного исповедания веры: во Христе.

Далее мы читаем: «Открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф. 1,9-10).

Бог решил соединить вселенную в Своем Сыне. Не мо­жет быть иначе, как только то, что в конечном итоге Господь Иисус все приведет под Свое владычество.

Сознание этого призвано укрепить нас в доверии Ему и соделать непоколебимыми. Апостол далее говорит: «В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по оп­ределению Совершающего все по изволению воли Своей». От­сюда нам становятся понятными непоколебимость и стойкость, моральная сила и духовное превосходство апостолов во вре­мена гонений и тяжких страданий. Если мы хотим сохранить торжествующий дух, нам необходимо откровение и динами­ческая сила Духа Святого, соответствующая тем внешним и внутренним требованиям, которые ставятся перед нами. Все вражеские силы, которые во все времена восставали против Бога и Помазанника Его, должны в конечном итоге послужить Его предвечным планам и склониться под Его владычество. Он будет Главою космоса и всей вселенной.

Далее необходимо заметить, что Церковь, Его Тело, так же не является выражением Божественного плана, возникше­го после творения, как и воплощение Христа и совершенное Им дело искупления. «Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира» (Еф. 1,4). Здесь сокрыта цель Его воплоще­ния. Церковь Иисуса, Тело Его,- орудие, посредством кото­рого в настоящее время должно проявляться влияние Лич­ности Иисуса Христа во всем ее совершенстве. Все то, чем Он является по истине - во времени и в вечности, а также во всей вселенной,-должно отразиться в этом Теле и через него.

Универсальная и вечная природа Христа придает всему сказанному и сделанному Им значение, далеко выходящее за временные и пространственные границы Его земной жизни. Важно помнить об этом. Нет ничего, что могло бы окон­чательно привязать Его к определенному времени, месту или людям. Его слова и дела - всего лишь зародыши, в которых заключено то, что далеко превосходит временное.

Теперь возвратимся к Евангелию и прочитаем его, учи­тывая только что высказанные нами мысли. Мы увидим, что события, происшедшие в Вифлееме, не только связаны с оп­ределенным временем. Воплощение Бога во Христе - не что иное, как осуществление той цели, для которой Бог создал человека по Своему образу. Возможно, Христос принял бы на Себя образ человека, даже если бы и не произошло гре­хопадение человека. Человек был тем орудием, посредством которого должна была осуществиться такая великая цель, как прощение грехов человеческого рода. Иисус Христос - представитель человечества, каковым оно должно быть по замыслу Божьему, чтобы иметь силу отражать нападки злых духов. Это вполне объясняет нам, почему Бог требовал от Своего народа непреклонно противостоять всему тому, что относилось к демоническим учениям, спиритизму, заклина­нию духов, то есть ко всему, что связано с сатанинскими си­лами. Через Человека, Этого единственного в своем роде Че­ловека, находящегося в живом единении с Богом, должно было осуществиться это универсальное завоевание и окон­чательное сокрушение власти сатаны. Поэтому воплощение Христа - центральное событие. Хвалебная песнь Ангелов охватывает вечность. Она свидетельствует о бесконечном ве­личии данной истины.

Подобным образом и другие аспекты земной жизни Хри­ста и Его миссии носят на себе отпечаток того, что выходит за рамки истории.

Крещение означает, что через заместительную смерть разрешен вопрос: что праведно перед Богом. Эта смерть лишила «силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2,14). Так же должно было произойти и воскресе­ние, дарующее нам победную жизнь, которая уже никогда не может разрушиться. Силой этой жизни должны впредь осуществляться и завершаться Божественные планы.

Сошествие Духа Святого в виде голубя свидетельствует, во-первых, о том предвечном факте, что Христос помазан на охватывающую весь мир миссию как Сын Божий. Во-вто­рых, оно свидетельствует, что Он стал представителем тех, кто посредством духовного переживания этой смерти и это­го воскресения должен войти в новый план творения и иметь участие в Его помазании, чтобы осуществить этот план.

Искушение Иисуса представляет собой непосредствен­ную и окончательную цель Его помазания. Происходит встре­ча между Христом и князем мира сего, и вселенная включа­ется в эту борьбу. Речь идет о суверенитете Сына. «Если Ты Сын Божий» - вот в чем вопрос. Это не просто человечес­кое испытание. Человек никогда не был искушаем таким об­разом. Это искушение превосходит обычные границы, охва­тывая всю вселенную. Однако не следует забывать, что как только мы становимся под помазание Христа, очень скоро мы таким же образом встречаемся с врагом; и это имеет го­раздо большее значение, чем просто нападение на нас или на наше окружение. Ареной борьбы становится суверени­тет Христа. Лишь те, которые помазаны во Христе, действи­тельно знают врага. Сомнения в существовании сатаны или отсутствие всякой борьбы с ним - признаки того, что эти дети Божьи находятся вне помазания Христова.

Преображение Христа дает нам некоторое представле­ние о прославленном человечестве, мимолетный отблеск того состояния, в котором мы будем находиться, когда наконец войдем в Его славу, состояния, которое Бог от начала пре­дусмотрел для нас. Лишь когда мы действительно постиг­нем величие этой славы, мы сможем понять, до каких глу­бин греха опустилось человечество.

Нам необходимо соединять свой духовный опыт с пред­вечными планами Божьими, так как мы соединены с веч­ным Христом. Тогда мы будем свободны от гнета случайно­го и второстепенного.

В БОРЬБЕ С НАЧАЛЬСТВАМИ И ВЛАСТЯМИ
«Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия - благовествовать язычникам неисследимое богатство Хри­стово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальством и властям на небесах многоразлич­ная премудрость Божия» (Еф. 3,8-10).

Нам необходимо познать значение креста от самого на­чала истории мира. Искупительное дело Христа началось от основания мира. Не нужно особого духовного видения, чтобы понять, что написанное в Библии, от книги Бытие до Откровения, имеет не только историческое, но также и ду­ховное значение. Историческая сторона показывает, что про­исходит в тех сферах, куда не проникает человеческий глаз. До нашей земли доносится в конечном итоге лишь слабый отзвук того, что совершается за пределами ее сферы. Чем более духовно мыслят дети Божьи, тем более познают они истинную природу борьбы (Еф. 6,12), тем более чувствуют действия противника, князя мира сего. Поэтому им необхо­димо становиться все более духовными, чтобы познавать пути Божьи, посредством которых достигаются Его цели.

Церковь, или духовное Тело Христа,- это небесный орга­низм, а не какая-то земная организация. Этот организм пред­ставлен на земле членами Тела Христова, но его сфера охва­тывает всю вселенную (см. Евр. 12,22-24).

Вся Церковь на небе и на земле принимает участие в яростной борьбе, которая происходит в небесных сферах и исход которой определяется полным триумфом Голгофы. Речь здесь не о том, победит ли Голгофа. Эта победа была окончательно предопределена от вечности и осуществлена на земле посредством Сына Человеческого. Теперь же про­исходит последовательное осуществление всего того, что свя­зано с крестом и против чего так яростно борется враг.

Это открывает нам глубокое значение духовной исти­ны. Что касается земли, то не следует забывать, что она не изолированное, самодостаточное тело, а лишь часть миро­вой системы. Это имеет особое значение в духовном отно­шении. Нам не открыто, до какой степени духовные силы приходят в соприкосновение с нашей землей. Однако ясно, что и другие области, вплоть до небесных сфер и даже пре­выше всех небес, как и «начальства, власти, мироправители тьмы века сего, духи злобы поднебесные», связаны с зем­лей. Все они принимают участие в том, что происходит на земле, обращая на нее свое внимание, поскольку земля - особая арена Божественного плана, касающегося этой обла­сти. Для нас не столь важно исследовать, находятся ли и дру­гие планеты под их влиянием. Данный вопрос не имеет ни­чего общего с той особой целью, которую мы ставим перед собой в наших рассуждениях.

Нас занимает то, что наша земля тесно связана с чудес­ным предвечным и охватывающим весь мир планом, кото­рый должен осуществиться здесь и цель которого так же все­объемлюща, как и Сам Бог.

Мы знаем (насколько мы способны познавать), что че­ловек - единственное в своем роде творение и единствен­ное существо во вселенной, объединяющее в себе интуитив­ные дары духа и разума. «Бог есть дух», и Ангелы также духи. Когда Бог сотворил человека, Он вложил в его внут­реннюю сущность Свою жизнь и Свою природу, которая дол­жна была стать в нем владеющей им реальностью. Посколь­ку сотворенная Богом жизнь служит Божественной цели, она является ограниченным отражением Божественного элемента жизни и сущности. Бог даровал человеку дух, чтобы Он Сам как Дух мог обитать в нем и воспроизводить Себя в человеческом духе. Для того чтобы осуществить план, ради исполнения которого Он и сотворил человека, Бог на время подчинил Себя законам человеческой природы. Посредством воплощения Сына Бог хотел поднять человечество от его ог­раниченных пределов в неограниченные сферы духовных способностей.

Теперь мы рассмотрим субъективную и объективную стороны этой темы.
Субъективная сторона духовной силы и действия
Для того чтобы свидетельствовать перед «начальствами и властями» о Господе Иисусе, необходимо понять, какое положение занимает враг рода человеческого, отвергнуть его и лишить врага его права. Лишь тогда вражеские силы пре­клонятся перед суверенной властью Христа, Который по­средством Своего креста действует в Церкви и через нее.

Теперь нам необходимо проследить природу сатанинс­кой власти в человеческом роде, а также различные стороны человеческой сущности.

Человек, который думает, любит и решает, - существо душевно-телесное, способное к размножению (Быт. 1,28). Согласно Божественному намерению, во всем, что касает­ся его жизни, этот человек должен был господствовать в своем духе, в силу той способности духа, которая соединя­ла его с невидимым миром. Все зависело от того, будет ли он послушен Божественному закону. Если бы его дух пре­бывал в согласии с Духом Божьим, то он возрастал бы в познании Бога, а также возрастала бы его способность осу­ществлять Божественные планы. Его семя было бы духов­ным, подчиненным Богу семенем. Вследствие этого он мог бы осуществлять Божественное и духовное владычество над землей.

Однако существовали и другие возможности, которые ведут нас к главному пункту нашего исследования.

Человеческий дух, или внутренний человек, мог оказать­ся под влиянием своего душевно-телесного, или внешнего, человека и действовать в согласии с ним, оставляя без вни­мания своего духовного главу. Результат такого образа дей­ствий был бы тогда не духовным, а душевным. Эта возмож­ность открывала двери последующим стихиям, и здесь кроется объяснение всей возникшей ситуации.

Едва ли можно сомневаться в том факте, что сатана цар­ствует во вселенной. Он принимает особое участие во всем, что происходит на земле. Он приступает к человеку, вполне осознавая, что может пленить его и стать богом этого чело­веческого рода, если ему удастся с самого начала оплодот­ворить этот род своим семенем. Поэтому он предлагает это семя, которое Священное Писание называет ложью и отцом которого является дьявол, душевному человеку - человеку с его способностями мыслить, любить и решать. Внутренний человек капитулирует, позволяя внешнему человеку взять верх вместо того, чтобы в духе испытать это дело перед Бо­гом. Что же происходит? Вместо истины в человека свобод­но входит грех. Ложное слово вытесняет истинное. Семя са­таны внедряется в человеческий род и начинает пребывать в душевном человеке. Грех действует разрушительно и парализующе. Слепота и паралич поражают человеческий дух, так что он становится неспособным познавать Божью волю и Его планы или иметь с Ним общение.

Но это не все. Здесь присутствуют как позитивный, так и негативный элементы. Пораженный сатаной человек стал природным (душевным) человеком. Но есть и другой эле­мент, который не только лишает человека определенной спо­собности, но находится в прямой вражде с Богом и Его ин­тересами. Это плотская сущность.

Истинно духовное изложение откровений Божьих сразу же обнаруживает в человеческом роде плотскую сущность. Это сатанинский элемент, который присутствует во всем потомстве Адама. Тем, кто духовно пробужден, хорошо зна­кома борьба между духом и плотью.

Влияние, которое сатана стал оказывать на душевно-плотского человека, было, как мы уже говорили, тесно свя­зано со способностью человека к размножению. Слова в Бытие 4,1 как будто противоречат этому утверждению. Но так как перевод здесь не совсем точный, нам необходимо глубже исследовать истинный смысл этого предложения. (См. «Замечания: Бытие 4,1»).

Очень скоро кровь стали воспринимать как носитель жизни человека. Ее пролитие стало своего рода залогом жизни. Взаимный обмен кровью означал, что участники об­мена вступили в пожизненный союз друг с другом. Сопро­вождающим явлением в зарождении новой жизни было из­лияние крови. Поэтому излияние крови стало своеобразным порогом для первых родителей в их жизненном союзе.

Отсюда берет начало то значение, которое стали прида­вать порогу и его различным изображениям. Окропленный кровью порог - один из самых известных образов Священ­ного Писания; он указывает на то, что на основании прине­сенной в жертву жизни другая жизнь искуплена. Вне всяко­го сомнения, у входа в рай была заклана жертва за впавшую в грех человеческую пару, чтобы сделать одежды Адаму и Еве. В ответ на огорчение Каина Бог сказал ему: «Если не делаешь доброго, то у дверей грех (В других переводах «жертва за грех».- Примеч. Переводчика) лежит» (Быт. 4,7).

Далее, окропленный кровью порог указывает на начало национальной жизни народа израильского. Месяц, который стал начальным в израильском летосчислении, получил свое значение посредством закланного пасхального агнца. Этот агнец не только указывал на жизненный союз, заключенный на основании суда и перед лицом смерти в начале иудейской национальной жизни. Он был также символом духовного брачного союза, заключенного между Иеговой и Израилем, посредством которого Бог хотел продолжить человеческий род и приобрести его для Своей славы. «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет» (Иер. 31,31). Суды в Израиле по­стоянно совершались у ворот. С того дня, как двое стали одной плотью посредством союза пролитой крови, пороги, двери и ворота имели особое духовное значение и стали ме­стами жертвоприношений. Жертвенник скинии находился у дверей. Там проливалась кровь завета, которая вносилась во Святое святых. Все это в высшей степени важно для рас­смотрения дела, совершенного Христом на основании крес­та. Он поистине стал дверью жизни. Позже мы вернемся к этому.

Знаком завета для народа израильского было обрезание, которое совершалось в начале жизни. Оно означало, что Из­раиль выделен из всех необрезанных народов и отделен для Иеговы как Его исключительная собственность, чтобы осу­ществлять Его особые планы. Далее, оно указывало на ду­ховную истину, согласно которой посредством действия кре­ста упразднялось тело плоти и даже сама сущность плоти, в которой сатана занимает определенное положение (Кол. 2,11). Совершалось оно в восьмой день жизни ребенка. В Священном Писании число восемь - символическое число воскресения. После воскресения Иисуса Христа этот день стал отмечаться как первый день недели. В воскресении Хри­ста мы имеем особое Божественное подтверждение того, что Он - Сын Божий (см. Рим. 1,4; Деян. 13,33 и др.). Наше усы­новление основано на нашем общении с воскресшим жи­вым Господом. Совлекшись греховного тела плоти (Кол. 2,11), мы совоскресли с Ним. Крещение же - христианское свидетельство этой истины вместо обрезания. Крещение - совершенная прообразная иллюстрация того, что мы со Хри­стом умерли, погребены и воскресли. (См. «Замечания: Кре­щение и обрезание»).

Мы должны сознавать, что природа греха и падения, которая служит основанием ужасного Божьего гнева и суда, представляет собой духовный блуд. Сатана смог оплодотво­рить человеческий род своим семенем и привил ему соб­ственную испорченную природу. Чтобы не быть понятыми превратно, нам необходимо подчеркнуть, что реализация способности человека к размножению не была чем-то нечи­стым или греховным. Это ясно видно из контекста (Быт. 1,28).

 Речь здесь идет о духовном элементе, о духовном принципе. Здесь исключаются вера, послушание и общение с Богом. Ложь, или фальшивое слово (семя сатаны), привело челове­ка в состояние неверия, сомнения и недоверия Богу. В таком состоянии он попал под влияние сатаны.

Основные принципы действительно соединенной с Бо­гом жизни - действующие посредством любви вера, послу­шание и зависимость от Бога. Мы видим это в жизни Сына Человеческого. А характерные черты жизни, в которой гос­подствуют сатанинские принципы,- неверие, непослушание и эгоизм во всех его формах. Эти характерные черты наблю­даются повсюду в падшем человеческом роде. Посредством духовного блуда сатаны с душами первой человеческой пары и их душ с сатаной эти качества проникли в душу, кровь и жизнь человека. Божественный закон был нарушен и вооб­ще поставлен под сомнение. Сатана хотел доказать, что для любви нет никаких законов. Однако там, где есть общение с Богом, Его закон соблюдается. Такое послушание возникает из внутреннего побуждения, у него нет внешних мотивов. Это раскрывает нам природу искушения, которому поддал­ся Адам, и объясняет те искушения, которым противостоял «последний Адам». Истинность сказанного выше легко под­тверждается плодами, хотя выражение «духовный блуд» для некоторых звучит странно. Всякого рода сатанинские куль­ты постоянно сопровождаются сильным душевным и чув­ственным элементом.

Постоянное отпадение Израиля от Иеговы проявлялось в воздвижении столбов, или обелисков (мужские символы), и в изображении Астарты или насаждении посвященных ей рощ (женские символы) (см. Исх. 34,12-15).

Это были видимые знаки сатанинского влияния. Иего­ва не смотрел на такое идолопоклонство как на безобидное действие, совершаемое в неведении, но со всей строгос­тью наказывал этот грех, истребляя людей вместе с их идо­лами, если люди не желали оставить их. Он знал, что кро­ется в этом идолопоклонстве и что при этом имеет в виду враг. Идолопоклонство постоянно свидетельствовало о том, что сатана сделал в начале, когда взял власть над человечес­кой душой.

Нам нет нужды приводить еще примеры из Священного Писания или из истории, чтобы понять, что сатана, вслед­ствие того что Адам поддался его наущениям, действитель­но пленил человечество, вложив в него семя своей природы. То, что мы сказали о духовном блуде в Израиле, лишь пояс­няет эту истину. Результат тот же самый, даже без обелисков и изображений Астарты.

Итак, мы видим, что душевно-плотскому человеку сата­на предложил ложное евангелие - в высшей степени обольстительную и привлекательную систему, посредством которой он получил возможность пленить человеческий род. Вследствие того, что человек с ним согласился, он смог зах­ватить в его природе своего рода плацдарм. Предложение врага, которое понравилось человеку и было им принято, сразу же привело к разрыву общения между Богом и духом человека, так что исполнение Божественных намерений, ко­торые должны были осуществиться посредством Адама, за­держалось. Такой духовный блуд разрушил связь человека с Богом. Была убита способность человека иметь общение с Богом, благодаря которому должны были осуществляться Божьи планы. Человек удалился от всего, что соединяло его с Богом. Исчезло подобие человека Богу и истинное богопознание. Перестав соответствовать своему предназначению, человек стал совершенно другим. Чуждый темный элемент заквасил с того времени человеческий род. Сатане удалось ввести в природу человека нечто такое, что благоприятство­вало его господству над ним и его влиянию на него. Весь арсенал сатанинских обманов нашел вход в человека, что дает ему возможность некогда появиться в человеческом об­разе. Это, однако, не означает, что человек сознает свое заб­луждение. Несмотря на сильно развитое религиозное чув­ство и высокие идеи, несмотря на религиозную деятельность, человек может оставаться духовно невозрожденным и со­хранять свою старую природу, если он не осознает необхо­димости стать новым творением. Но каким бы привлекательным ни был «ветхий человек», остается в силе слово: «Рож­денное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3,6).

Сама природа человека враждебна Богу, а не то созна­тельное и определенное положение, которое он занял, что­бы противиться Богу. О вмешательстве сатаны в жизнь пер­вой человеческой пары и о том влиянии, какое он оказал на ее способность к зачатию детей, посредством чего были за­пачканы и испорчены их душа и кровь, говорит Священное Писание, описывая истинную природу возрожденных детей Божьих, «...которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1,13).

Таким образом, мы видим, что крест от начала стал ос­нованием и центральным пунктом духовной вселенной. Бог воплотился во Христе. Облекшись в безгрешную человечес­кую душу, которую Он Духом Божьим предал смерти в Сво­ей пролитой Крови, Он взял на Себя всю испорченность че­ловеческого рода, чтобы навсегда устранить ее. Один только Бог мог сделать это. Лишь безгрешная душа могла добро­вольно совершить великое дело искупления, так как этой душе не была присуща никакая испорченность. Поэтому мог­ла быть устранена всякая нечистота, как нечто чуждое душе. Тем самым были разрушены дела дьявола. Теперь посред­ством креста и силы Крови, посредством безгрешной души Сына Человеческого человек находит:

Прощение: «...сие есть Кровь Моя... во оставление гре­хов» (Мф. 26,28).
Искупление: «...в Котором мы имеем искупление Кро- вию Его» (Еф. 1,7; Кол. 1,14; 1 Петр. 1,19).
Примирение: «Благоугодно было Отцу... чтобы посред­ством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1,20).
Оправдание: «...оправданы Кровию Его» (Рим. 5,9).
Очищение: «...кольми паче Кровь Христа... очистит совесть нашу» (Евр. 9,14; Откр. 7,14).
Близость к Богу: «...стали близки Кровию Христовою» (Еф. 2,13).
Доступ: «...имея дерзновение входить во святилище по­средством Крови Иисуса Христа» (Евр. 10,19).
Свободу: «... омывшему нас от грехов наших» (Откр. 1,5).
Освящение: «Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею...» (Евр. 13,12).
Очищение: «...Кровь Иисуса Христа... очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1,7).

Христос, будучи Первосвященником, принес Свою Кровь во Святое святых, в присутствие Божье. Там она по­стоянно свидетельствует перед Богом, что Он посредством Своей отданной на смерть души действительно разрушил сатанинский элемент в человеческой жизни, добровольно взяв его на Себя и предав смерти и аду. Он взял на себя наше наказание и претерпел смерть и ад вместо нас. Посредством действия силы Духа Святого Он возвратил очищенную от греха и дьявола душу. Благодаря тому, что Он «ожил духом» (1 Петр. 3,18) и возвратился на небо,

1.Он устранил основу падшего человека.
2.Он открывает тем самым природу нового творения в его завершении, когда будут устранены смерть и тле­ние, обитающие в крови.
3.Те, которые родились свыше, от Духа, призваны вести новую жизнь в обновленном духе.

Лишь когда совершенное Христом дело во всем его глу­боком и полном значении, заключенном в кресте и Его про­литой Крови, будет усвоено верою, лишь когда наше отож­дествление с Ним станет внутренней реальностью, тогда лишь будет разрушено то основание, та почва, которой вла­деет сатана в человеке, и та власть, которую он имеет над ним. Чтобы иметь возможность делать свое дело в человеке и через человека, сатане нужна плоть. Он постоянно посяга­ет на плоть, чтобы возбудить ее, и не упускает случая ис­пользовать ее. Лишь Божественная жизнь и Божественная природа могут успешно выступить против него. Способность противостоять сатане происходит не от религиозного усер­дия, вдохновения или познания истины. Эта способность за­висит от того, насколько крест отделил нас от плотской сущности и от мира. Христу дана всякая власть вследствие того, чем Он был на кресте и что Он совершил посредством кре­ста. Свидетельство Иисуса в Церкви и в ее членах - свиде­тельство новой жизни и нового положения. И то, и другое становится нашим достоянием посредством креста. Вселен­ная должна узнать, что мы собой представляем благодаря совершенному на кресте делу, прежде, чем она сможет уз­нать, что мы можем сделать в Нем посредством креста и силы Крови.

Нигде сатана так настойчиво не старается овладеть плот­ской сущностью и использовать ее в своих целях, как среди членов Тела Христова. Если он находит основание, дающее ему право обвинить детей Божьих перед Богом, то он может ограбить их и лишить Божьих благословений. Плотская сущ­ность - причина духовного застоя. «Но те, которые Хрис­товы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5,24). Они побеждают посредством креста, как и Он победил.
Объективная сторона духовной силы и действия
Рассмотрим объективную сторону креста. Сила, кото­рая исходит от Распятого и изливается через Церковь, ока­зывает на сатанинскую иерархию и на невидимый духовный мир весьма важное действие. В этой области становится ощутимым истинное значение креста и его всепреодолева­ющая мощь. В этой области открываются духовные силы. О действиях Духа нельзя судить ни по количеству собраний и их посещаемости, ни по множеству благочестивых мероп­риятий. Заполненные дневники и хорошо составленные про­граммы не играют никакой роли. Популярность, большое число слушателей или сторонников еще ни о чем не говорят. Не может быть мерилом и то, неизвестны мы в данной мес­тности или, наоборот, хорошо известны; главное - известны ли мы в духовном мире. Связывают ли бесы наше имя с име­нем Иисуса, вынужденные признать: «Иисуса знаю, и... мне известен» (Деян. 19,15)? Связывается ли и разрешается ли на небе то, что мы связываем и разрешаем на земле (Мф. 16,19) - вот что имеет значение. Суверенитет Христа дол­жен проявиться через Церковь и именно в той области, ко­торая лежит за пределами видимых обстоятельств. Церковь в лице своих членов может лишь посредством своего Главы выйти из бесформенного, разрозненного состояния и войти в соединение с Христом, чтобы исполнить предвечные пла­ны Божьи. Благодаря росту Церкви суверенитет Христа бу­дет все более и более ощутим, вынуждая власти тьмы счи­таться с народом Божьим. Те, кого Он предузнал и предопределил, теперь могут посредством суверенной вла­сти Христа, осуществляемой в Церкви и через Церковь, быть включенными в предвечный план Божий.

Сатана не прекратит своих стараний воспрепятствовать завершению и усовершению Тела Христова, что по времени совпадает с последней фазой его власти и господства. Хитрые нападки сатаны будут так же многочисленны, как многочис­ленно воинство злых духов. Любым путем он старается ума­лить крест. Он хочет, насколько возможно, воспрепятствовать тому, чтобы с христианских кафедр звучала истина о пол­ном значении Голгофы и о силе драгоценной Крови Христа или чтобы эти истины осуществлялись в христианской жиз­ни. Есть немало евангельских христиан, которые настроены против проповеди полной вести о кресте, а также против тех, кто эту весть представляет. Различные вспомогательные средства, религиозные мероприятия, благочестивые дела и привлекательные так называемые «откровения» занимают время и силы людей, требуя в то же время немало денежных средств. Но все это лишь препятствует получению истинно­го результата духовной борьбы Церкви. Отдельные области истины, взятые в отрыве от целого, могут в конечном итоге исключить из себя истину, включающую в себя все.

Для Бога имеет значение не практика христианской бла­готворительности, сочетающая в себе духовное, нравствен­ное и социальное блага. В новозаветном смысле ценность той или иной деятельности определяется духовным резуль­татом. Те, кто вполне отдался руководству Духа Святого, будут более и более познавать, что лишь сила, исходящая от престола Христа и текущая через Его Тело, способна осво­бождать и внутренне созидать души, в то время как члены Церкви связаны друг с другом действительно духовным со­трудничеством.

Нам нужно считаться не только с внешними обстоятель­ствами, но и с враждебными силами, скрывающимися за этими обстоятельствами. Воодушевление, сострадание, че­ловеческая сноровка, знания или силовые методы не могут помочь нам в возникшей ситуации. Денежных средств здесь также недостаточно. Многие миссионерские общества па­рализованы; их деятельность остановилась, так как они свер­нули на неверный путь, думая, что обеспечат успех своей работы с помощью евангелически настроенных комитетов, а также тех членов, которые проявляют интерес к миссио­нерской работе, обладают деловыми качествами, влиятель­ны в христианских кругах, располагают денежными сред­ствами, красноречивы и авторитетны. История живого дела Божьего говорит об обратном. Она подчеркивает необходи­мость живого, личного опыта креста в жизни людей. Суве­ренитет Духа Святого должен действовать в Церкви, чтобы открывать Божественные намерения тем, кто «служит Гос­поду постом и молитвой». Часто устанавливают особое вре­мя молитвы, которое служит лишь как крайнее средство. Нет, народ, который Бог хочет «составить во имя Свое», своей совместной деятельностью собирает тех, которые соедине­ны с престолом Божьим в силу их отождествления с Хрис­том. Это Церковь, которую не одолеют врата ада (Мф. 16,18).

Мы еще недостаточно осознали тот факт, что эта власть исходит от динамической внутренней силы.

Могучая, присущая Господу сила (Еф. 6,10) действует посредством Тела, которое обладает властью. Однако эта власть может осуществляться лишь на основании особого положения. Жизнь Моисея предлагает нам много поучитель­ного в этом отношении. Борьба, происходившая между ним и фараоном, имела духовную подоплеку. Суды Иеговы дол­жны были совершиться над «всеми богами египетскими». И египтяне должны были испытать эти суды на себе, потому что продолжали служить своим богам, хотя им была показа­на вся преступность такого идолопоклонства. Когда совер­шался каждый из таких судов, духовная власть зла склоня­лась под рукой Божьей, чтобы служить Ему в качестве средства наказания египтян. Однако народ видел лишь вне­шние символы этой власти.

Нил, который был святыней для египтян, представлял определенное божество. Жаба также считалась священной. Убить жабу было преступлением. Тот же закон действовал и в отношении песьих мух, в то время как насекомые-паразиты считались нечистыми. Кто прикасался к ним, объявлялся нечистым. Жрецы лишались своей должности, если прика­сались к вшам, и оскверненные таким образом жертвенни­ки больше уже не использовали. Последняя казнь коснулась первенцев, которые считались любимцами богов и особым образом посвящались им. Они были убиты. Но истинная дра­ма разыгралась не между фарисеем и фараоном - это было лишь внешним выражением того, что происходило в дей­ствительности,- а между Иеговой и сатаной. Это была борь­ба между Князем жизни и князем смерти, между Самим Гос­подом и сатанинской силой.

Лишь когда Моисей через особое вмешательство Бога был приведен к сознанию собственной несостоятельности, Бог мог поручить ему действовать в качестве Своего пред­ставителя и сквозь силы зла проложить дорогу, чтобы осво­бодить Израиля из рабства. Сам Моисей не обладал автори­тетом, который мог бы наделить его соответствующими полномочиями. Но он выступал от имени Другого, в живом соединении с Богом, Который даровал ему силу для испол­нения Его плана. Посредством живого опыта креста, кото­рый действовал в нем, чтобы осудить плотскую сущность и освободить его от личных и мирских средств и путей, он занял духовное положение, позволившее проявиться в нем силе Божьей. Лишь когда мы уполномочены Богом, Его сила может действовать через нас. Эта истина очевидна и не нуж­дается в пояснении. «А все, что писано было прежде, напи­сано нам в наставление» (Рим. 15,4).

Необходимо заметить, что Моисей представлял не толь­ко Иегову, но и Его народ (Исх. 4,16; 7,1; 18,19). Вне всякого сомнения, он является прообразом Тела Христова, Глава ко­торого действует через членов Церкви.

Далее следует подчеркнуть, что всякое проявление Бо­жественной силы в конечном итоге имеет отношение к Агн­цу Божьему. Все зависит от Него. Пасхальный агнец - прооб­раз пролитой Крови Христа, с которой связана окончательная победа. Мы можем сказать, что это обстоятельство от начала было основанием всех Божественных планов.

Этот же принцип красной нитью проходит через весь Ветхий Завет. Здесь мы видим объяснение того, почему были уничтожены хананеи. Они были представителями демони­ческой власти и слышали об Иегове, как и египтяне (И. Нав. 2,9-10). Их религия основывалась на демонических куль­тах. В главе 3 книги пророка Даниила мы видим ту же силу зла в образе истукана, которого чтили как бога огня и кото­рому отказались поклониться трое друзей Даниила. Речь здесь идет не о Навуходоносоре или Вавилоне, но о сатане, который стоял за ними. Глава 10 книги Даниила открывает нам истинную природу этого конфликта. Мы встречаем здесь «мироправителей тьмы века сего», руководимых тем, кто до Голгофы был назван «князем мира сего» и кто еще и се­годня является «богом века сего», «князем, господствующим в воздухе».

Страшный суд Божий, который разразился над идоло­поклонством, по своей сути направлен против ложной и враждебной власти сатаны, который хочет стать подобным Всевышнему (Ис. 14,14) и даже сесть в храме, чтобы ему поклонялись, как Богу, и чтобы править миром и всем чело­вечеством.

Настойчивость, с которой сатанинские силы трудились над тем, чтобы насадить в Израиле идолопоклонство, пре­следовала цель вынудить Бога отвергнуть Свой народ из-за его отпадения. Тем самым было бы уничтожено свидетель­ство Божьего суверенитета. Поэтому сатана использовал все­возможные средства и пути, чтобы совратить Израиля. По­являлись лжепророки, устами которых говорили ложные духи. Посредством ловких, почти незаметных обманов, под­мешиваемых к истинной вере, затуманивались глаза людей, чтобы они не могли распознать истину. Практикуя ложно тол­куемое милосердие и сострадание, а также используя плотс­кие страсти, враг хотел подчинить себе народ израильский.

Необходимо заметить, что такие нападки сатаны не ог­раничиваются народом израильским. Тем, кто трудится в языческих странах, это хорошо известно. Язычники, будто железными цепями, связаны не только своими идольскими изображениями, но демоническими силами, которые стоят за ними. Наше образованное, воспитанное и цивилизован­ное общество, которое капитулирует перед спиритизмом и оккультизмом, связано ничуть не меньше, чем эти язычес­кие народы.

Полная отдача Христу - это нечто большее, чем только форма или особое выражение христианской жизни. Такая отдача Господу в высшей степени необходима: ведь все, что в нашей жизни умаляет власть, суверенитет и право собствен­ности Христа на нас, указывает на наше соединение с тем, кто изо всех сил старается присвоить себе то положение, ко­торое Сын получил от Отца, или по крайней мере разделить с Ним Его славу. Это и есть идолопоклонство. Оно проявляет­ся не только в определенных формах оккультизма или спири­тизма. Раздвоенность, умаляющая в нашей жизни Христа, яв­ляется идолопоклонством. В конце концов обнаружится, что, предоставив место врагу, мы тем самым все больше и боль­ше удаляемся от Христа и наша христианская жизнь разру­шается.

Подводя итог этой главы, напомним, что свидетельство Иисуса, осуществляемое посредством Его креста, в конеч­ном итоге происходит перед начальствами и властями. Вся мощь, заключающаяся в суверенитете Сына Человеческого и действующая через Его крест, особым образом ощущает­ся в духовных сферах. Наше влияние на мир или обстоятель­ства, как их видит Бог, может лишь тогда быть действенным, когда мы осознаем духовную силу зла, сокрытую за этими обстоятельствами, и со всей решимостью выступаем про­тив нее. Церковь, которая есть Тело Христа, имеет небесное происхождение и небесное жилище. Ее природа и предназ­начение носят духовный характер. Это Тело - не просто об­разное выражение. Оно является мощным орудием, посред­ством которого должен осуществляться суверенитет - вся полнота власти - Главы во вселенной.

Своим происхождением Тело Христа обязано кресту, ко­торый необходимо пережить лично. Крест является основа­нием Тела; именно через него, как своего рода оружие для борьбы, действует Тело, именно о нем оно свидетельствует. Лишь когда эгоизм и вся плотская сущность членов Тела Хри­стова будут преданы смерти, Тело сможет действовать бес­препятственно.

Такие качества, как авторитет и сила, не присущи нам; это дары, которые принадлежат всему Телу. Отдельные чле­ны проявляют эти качества лишь в соединении с духовным организмом. То, что совершается независимо от Тела, рано или поздно заканчивается бедой. Какое-то время сатана мо­жет создавать видимость успеха. Но в конечном итоге он ис­пользует положение, в котором оказалось дитя Божье, и на­несет ему огромный ущерб. Весь Новый Завет подчеркивает суть Тела - тесное соединение в жизни и служении. Своими корнями этот принцип восходит к вечности. Если мы не со­знаем этот принцип и не подчиняемся ему, то приходим в жалкое состояние. Тот факт, что Иисус посылал Своих учени­ков по двое (Мр. 6,7), а также слова Господа: «...если двое из вас согласятся... где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18,19-20), указывают на этот Божествен­ный принцип. Все откровение истины принадлежит Телу.

Но сила и власть не принадлежат Церкви как таковой. В ней и через нее действует сила и власть Христа.

Церковь может быть представлена несколькими - двумя или тремя - членами, и они могут разрушить сатанинские планы, если будут молиться в Духе Святом. Связанные сата­ной души будут освобождены; денежные средства, удержи­ваемые врагом, будут возвращены; закрытые двери, ведущие в крепость противника, откроются, и коварные намерения дьявола будут раскрыты. Все это исходит от престола Божь­его через Главу и осуществляется Духом Святым. Таковым должно быть нормальное течение духовной жизни.

Для того чтобы достигнуть этого истинного и нормаль­ного положения и стать орудием Христа, которое, будучи чле­ном Тела Христова, действует на своем месте, многое в жиз­ни следует исправить. Отбросить то, что неверно, изменить ложные понятия. Необходимо отказаться от мирских путей и мирских интересов. Отклонить то, что принадлежит орга­низованному христианству, но противоречит первоначаль­ному, новозаветному, порядку. Нас не должны больше при­влекать многочисленные заманчивые плоды, производимые людьми или непосредственно противником, а не Богом. Там, где царят традиции, обычаи и системы, крест должен про­явить свое радикальное действие. Мы не сможем верно и без страха идти этим путем, если нам не откроется истинная природа и цель существования Тела Христова, а также глу­бокий смысл креста. Только тогда в нас будет действовать сила новой любви и сознание величия Божественных планов.

Это дело развивается. Повсюду Господь посещает Сво­их избранных данными откровениями и трудится над тем, чтобы, согласно Божественным планам, вести ближе к цели Свое Тело. Это связано с определенными жертвами, но не­обходимо для Господа и Его детей.

ПОЛОЖЕНИЕ И ВЛАСТЬ ДЕТЕЙ БОЖЬИХ
Обзор и краткое резюме основных моментов
Сегодня в религиозных и особенно в евангельских кру­гах наиболее часто употребляется слово «сила». Оно посто­янно звучит и в беседах, и в молитвах.

Если прислушаться к речам и молитвам, произносимым на незнакомом языке, то невольно обращаешь внимание на одно слово, которое часто повторяется. Неудивительно, что это слово - сила. Бессилие, как и желание обладать силой, проявляется или признается различным образом. Оно про­является не только со стороны духовно настроенных детей Божьих, смиренно исповедующих свою бедность, но и в громких публикациях, а также мероприятиях, в которых явно просматривается их слабость. Как печально, что в духовной жизни недостает силы.

Однако мы не намерены рассматривать этот предмет с различных сторон; мы займемся основной мыслью, осново­полагающей и весьма важной. Она даже более основопола­гающе, чем дар Духа Святого, и весьма редко упоминается в соединении с Ним.

Учитель ясно сказал, что Пятидесятница придет лишь после глубокой и в высшей степени необходимой внутрен­ней подготовительной работы. Пятидесятница была не толь­ко причиной, приведшей к глубокому внутреннему пережи­ванию, но и результатом того, что ей предшествовало. Это было как завершение, так и новое начало, печать, а не толь­ко залог. Прежде, чем помазание, которое Христос получил после Своего крещения в Иордане, сможет снизойти на чле­нов Его Тела, нам необходимо креститься в Его смерть. Наше греховное тело должно быть погребено с Ним. Его смерть означает, что дверь за старым творением закрылась. Пер­вый Адам окончательно осужден и приведен в такое состоя­ние, что Бог не может ни считаться с ним, ни принять его. Он мертв. Лишь «последний Адам», Которым все стоит, мо­жет получить полноту Божью. Когда в Ветхом Завете пома­зывались служители Божьи, должен был соблюдаться опре­деленный порядок. Миро священного помазания ни в коем случае не должно было употребляться для помазания тел прочих людей, и подобный ему состав не должен был при­готовляться для собственного употребления (Исх. 30,32).

Елей - всегда символ Духа Святого, подобно тому как плоть - прообраз ветхой природы падшего Адама. Бог кате­горически отказывается излить Духа Святого на нераспятого человека. Уподобление Его смерти - вот тот единствен­ный путь, который ведет нас к облечению силой. Все наши побудительные причины получить эту силу должны пройти испытание огнем. Не ищем ли мы способности проявлять свое личное влияние? Не стремимся ли мы к популярности, почету, славе, уважению, успеху - то есть к тому, что при­надлежит царству мира сего? Возможно, мы убеждены, что наши намерения чисты. Но лишь когда мы испытаем пре­зрение и отвержение, когда наши имена будут произносить с пренебрежением, когда наш труд покажется нам напрас­ным - лишь тогда мы сможем осознать истинную цель и подлинное основание нашего сотрудничества с Богом. Когда все в нас и вокруг нас замирает, когда вокруг нас становится темно, тогда видно, действительно ли мы стоим в истине. Раб Божий, которого Бог действительно желает использовать, должен идти этим путем. Бог не изливает Духа Своего на нашу плотскую сущность, будь ее проявления грубо-плотс­кими или утонченными, душевными или хорошо воспитан­ными. Пятидесятница приходит только после Голгофы. Сна­чала должен быть воздвигнут жертвенник и приготовлена жертва, и только потом сойдет огонь с неба. Это должна быть жертва всесожжения, которая сжигалась полностью.

Вне всякого сомнения, когда Учитель был прибит ко кресту, ученики нашего Господа должны были все потерять, предать смерти свое честолюбие, свои идеи, свою самоуве­ренность. В те часы они должны были вкусить глубину этой смерти, которая отныне определяла всю их жизнь и которая начала действовать в них. Их воззрения и убеждения, их образ действий, их суждения, их способности, их темпера­менты - все должно было пройти через внутренний процесс суда и смерти.

И чем глубже они крестились в Его смерть, тем более полно погружались в Его жизнь. Каждый новый опыт дей­ствовал все более кардинально, приводя их во все более глу­бокое общение с Господом. Именно таким образом их жизнь становилась все более плодоносной.

Но есть и другой аспект, о котором здесь необходимо упомянуть. Сатана обладает определенными правами на мир и на плоть. Однако Христос пришел, чтобы обезоружить са­тану и отнять у него его права, а также разрушить то, на ос­новании чего враг стал властелином этого мира. На основа­нии Своей крестной смерти и определенного Ему Богом положения быть Господом господствующих Христос обла­дал скрытой властью. Эта власть везде признавалась и по­стоянно противостояла вражеской силе. Греческое слово «ехousia» переводится как «сила» или «власть» и означает «власть, принадлежащая по праву». В Матфея 7,29 мы встре­чаем слово «власть», которая противопоставляется власти книжников. В главе 8 этого же Евангелия, в стихе 9 снова встречается это слово в связи с языческим сотником. В Мат­фея 21,23 мы читаем, что фарисеи сознают присутствие в Господе Иисусе этой власти. Весьма показательно, что это слово встречается в Новом Завете 94 раза.

Сатана хотел присвоить себе эту власть над землей (Лк. 4,6). В то время Христос предоставил врагу определенную свободу действий и пошел на крест. Лишь в последние часы Своего земного жизненного пути Он воскликнул: «Ныне князь мира сего осужден». Одолев врага и отняв у него пра­во, которое он присвоил себе, Христос победно расторг узы смерти и провозгласил: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле». В свете этого триумфа и того победного положе­ния, которое Он внутренне уже занимал, Он мог сказать Сво­им ученикам: «Се, даю вам власть наступать ...на всю силу вражью...» (Лк. 10,19). После того, как ради человеческого рода Он вступил во владение этой властью - властью, кото­рую Он имел в Себе Самом как Сын Божий, Он обещает Своим ученикам силу, которую они получат посредством Духа Святого (Деян. 1,8). Динамическая сила может действо­вать лишь там, где есть власть; другими словами, эта приво­дящая все в движение сила будет проявляться лишь на осно­вании особого положения.

Бог наделяет силой лишь тех людей, которые получили от Него власть. Такое положение могут занять лишь те, кто соединился с Христом. Мы должны внутренне пережить смерть Христа, погребение, воскресение, вознесение на небо и прославление. Власть Христа, получаемая посредством Его креста, должна осуществляться через совокупность членов Его Тела.

Следующий пример лучше пояснит нашу мысль. На од­ной из больших магистралей Нью-Йорка, где транспорт дви­жется непрерывным потоком, вдруг все останавливается. Причина этой остановки - поднятая рука одного человека. Но не сила его руки произвела остановку. Непрерывный по­ток был остановлен властью полицейского. Если бы кто-то не признал эту власть или пренебрег ею, он был бы наказан. Здесь наглядное сравнение. Христос обладает властью. Мы соединены с Ним на основании нашего отождествления с Ним. Там, где победой Христа пренебрегают, мы, как Его орудие, облеченные Его властью, должны наступать на всю силу вражью. Если мы живем по духу, то будем получать указания от нашего Главы. Он поможет нам владеть ситуа­цией и разрушать вражеские замыслы. Слово «разрушать», встречающееся в Новом Завете, означает «аннулировать» и относится к делам дьявола. На основании креста Церковь, которая есть Его Тело, должна уничтожать такие дела. И это не только изгнание бесов. Совершать это мы можем лишь посредством Духа Святого, сила Которого должна проявлять­ся в нас. Апостолы и вообще первые христиане были полно­стью соединены со своим победоносным Господом и обле­чены Его властью над сатаной и его царством. Поэтому на них были помазание и печать Духа Святого.

В Галатам 2,20 нам предложен ключ к этой тайне: «...Уже не я живу, но живет во мне Христос».

ЗАМЕЧАНИЯ Бытие 4,1
Перевод этого места связан с довольно большими труд­ностями. Ни один из общепринятых переводов нельзя счи­тать абсолютно безупречным. Согласно еврейскому тексту, слова Евы означают: «Приобрела я человека, который явля­ется Господом» или даже «Господа». На первый взгляд это неверно. Возможно, Ева ссылалась на обетование в Бытие 3,15, но при этом думала о Каине, как о непосредственном семени, о котором там идет речь. Вероятно, она не придава­ла слову «Господь» Божественного значения. Но если вду­маться, в ее словах все же заключается бессознательное про­рочество, что это семя в конце станет Господом. Этого сына она получила не каким-то чудесным образом, «с помощью Господа» (как в немецком переводе), как будто Бог дал ей для этого особую силу. Если бы это было так, то Бог был бы ответственным за размножение падшего человеческого рода. Верно, что Бог не отменил Свою заповедь: «плодитесь и раз­множайтесь». Но в период невинности эта заповедь оста­валась неисполненной, пока не разрешился вопрос: святое или несвятое семя будет воспроизводить человеческий род. В вечности же, согласно Божественному плану, был Некто, рожденный от Бога, Кто снова принес порядок в тот хаос, который возник вследствие греха. Ева неверно поняла это Божественное определение; однако ее высказывание содер­жит в себе зерно Божественной пророческой истины.

Сразу же после грехопадения Бог принял необходимые меры, чтобы держать человеческую жизнь в ее падшем со­стоянии в определенных рамках и сохранить вечную жизнь для нового творения (Быт. 3,22-23).

Крещение и обрезание
Крещение и обрезание - знаки и свидетельства, имею­щие нечто общее. И все же это говорит больше против кре­щения детей, чем за него. На основании своей веры, которая вменилась ему в праведность, Авраам стал родоначальни­ком потомства, к которому относились обетования Божьи. Эти обетования были дарованы Аврааму, и каждый потомок Авраама с момента своего рождения входил в этот союз и становился наследником обетований.

Поэтому ребенок мог получить знак этого союза - обре­зание.

Теперь Христос стал Главой нового творения. В Нем га­рантированы все обетования, касающиеся «Его семени» - сынов Божьих через веру во Христа Иисуса. Но в этот веч­ный завет можно вступить и получить наследство и обетова­ния лишь на основании нового рождения («рожденные от Бога», «возрожденные», «рожденные от Духа»).

Крещение, как и обрезание,- не возрождение, а свиде­тельство возрождения. Акт крещения - это не ритуал, не установление или признак особой догматики или церковно­го объединения, но свидетельство отождествления с Хрис­том в Его смерти, погребении и воскресении. Духовное зна­чение Голгофы и ее влияние были определены от вечности. «Агнец, закланный от создания мира». В распятии сокрыто нечто гораздо более глубокое, чем доступно человеческому взору. Это та смерть, которую не смогли бы осуществить ни человек, ни дьявол.

Но несмотря ни на что в определенное время на земле в исторических и географических рамках было воздвигнуто свидетельство, чтобы показать эту вечную духовную исти­ну. Тот же принцип действителен и в отношении свидетель­ства нашего отождествления с Христом (крещение, трапеза Господня). Рано или поздно каждое истинное и духовно настроенное дитя Божье переживает кризис в отношении этого свидетельства и вынуждено прийти к опреде­ленному решению, от которого зависит многое.

Речь здесь идет не о земных спорных вопросах и толко­ваниях, которые можно принять или отвергнуть, но о Боже­ственных и вечных принципах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий