Т. Остин-Спаркс |
Что желает Господь святым
Евр. 5,14; 6,1 —2; 12,11 —12; 2,10; 3,8
Домостроительство, в котором мы живем, характеризуется избранием из языческих народов членов Церкви и соединением их в одно Тело Христово, а также их духовным развитием с целью достижения как можно более полной зрелости.
Бог хочет не только спасения душ или соединения верующих в одно духовное Тело. Высшая цель Господа в данном домостроительстве, более всего остального занимающая Его сердце,— это наше духовное возрастание, созидание в нас «человека совершенного».
Бесспорно, одна из важнейших забот Бога по отношению к Своему народу — полное развитие внутреннего человека, совершенный возраст, зрелость. Невозможно не прийти к такому заключению, читая Слово Божье. Совершенно очевидна недостаточная духовная зрелость среди детей Божьих.
Наконец, с той же уверенностью, можно утверждать, что Господь в Своих отношениях со святыми дает всем, кто этого пожелает, возможность получить жизнь с избытком и достичь зрелости.
В этой связи может возникнуть множество вопросов, но в данный момент мы вынуждены оставить их в стороне. Мы знаем, что многим недостает зрелости. Мы знаем, что среди тех, кто спасен и является истинным чадом Божьим, есть множество верующих, томящихся в духовном младенчестве и не желающих заплатить необходимую цену и приблизиться к Господу.
И нам очень хочется, как когда-то одному ученику, сказать:
— Господи! А он что? Однако Господь ответил бы:
— Что тебе до того? (Иоан. 21,21—22).
Другими словами, тебе не следует смотреть на окружающих и на их незрелость, чтобы узнать, что нужно делать. Я хочу управлять твоими мыслями и полностью занять твое сердце.
Давайте рассмотрим совершенное развитие нашего внутреннего человека, каким его задумал наш Отец Небесный, и не будем смущаться от того, что совершает Бог, даже если в какой-то момент мы не понимаем, чего Он хочет добиться.
Но прежде, чем более глубоко рассматривать наш предмет, выделим одну или две фундаментальные истины, истины очень простые, которые, однако, очень полезно время от времени напоминать.
Прежде всего, не будем забывать, что дитя Божье, верующий, является новым творением. Он обладает свойствами, которые совершенно новы и носят духовный характер.
Верующий — это не просто человек, который изменил поведение и, в отличие от своего предыдущего состояния, внезапно заинтересовался различными видами христианской деятельности. Недостаточно перенести ориентацию человека с самого себя и мира сего на христианские цели, чтобы сделать из него верующего.
Верующий — это человек, который приобрел совершенно новые духовные свойства. Должно появиться на свет совершенно духовное творение, другого вида, другой природы — новый человек.
Итак, эти духовные свойства, которые только и позволяют рассуждать о духовном, о Божьем, и поступать угодно Богу, должны развиваться, возрастать, расширяться, чтобы однажды стать пригодными для духовного и плодотворного служения.
Все происходит так, как с новорожденным ребенком, который при рождении имеет все свои свойства; но он сможет применить их с пользой лишь при условии постоянного и продолжительного развития до полной зрелости.
Растущий ребенок, например, учится все лучше и лучше управлять своей способностью видеть или слышать. Для достижения максимальной отдачи подобным образом должны развиваться все его чувства. Идет ли речь о способности восприятия или о способности понимания,— существует закон развития, которому подчиняется все существо ребенка.
Точно так происходит и у верующего. Родившись свыше, став новым творением, он входит в духовный мир с комплексом совершенно новых свойств, абсолютно отличных от всего того, что он имел, когда вошел в мир физический.
Эти духовные свойства, духовные чувствования и должны развиваться, если мы желаем достигнуть меры полного возраста и стать способными исполнить духовно плодотворное и угодное Богу служение.
Все это очень просто и ясно. И все же есть множество верующих, которым необходимо напоминать, что и в духовной области есть детство и зрелость, существенно отличающиеся друг от друга. Именно к таким верующим — святым, но младенцам,— обращается апостол Павел, когда говорит: «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр.5,13—14).
Твердая пища, уточняет он, очень хороша, но она предназначена для других, для совершенных людей. Он обнаруживает, что после стольких лет получатели его Послания все еще неспособны приступить к твердой пище. Почему? Потому что их свойства, их чувствования не развиты.
Итак, если действительно Бог весьма заботится о том, чтобы привести верующих к духовной зрелости, если в данное домостроительство человек совершенный действительно является Его высшей целью, то Он не остановится ни перед какой жертвой, чтобы добиться этой цели.
Поэтому не стоит искать объяснения всем таинственным путям, по которым Бог ведет святых, всем странным событиям, которые происходят с нами и которые иногда порождают в нас мысли: действительно ли Бог свершает все для блага?, Когда мы думаем о наиболее драгоценном для нас (в духовной области), не кажется ли нам часто очень странным, как Бог может так обращаться с нами, имея такие намерения? Не заставляют ли внешние события иногда думать, что Бог совершает нечто непостижимое?
Истина заключается в том, что Бог не боится рисковать. Такое заявление может показаться дерзостью. Но это правда. Бог не боится подвергнуть Себя риску временного поражения, если в конечном счете это поможет Ему достичь цели. Мы — бедные ограниченные существа с несовершенным пониманием. Но неужели для вечного Бога имеет значение то, что мы иногда ошибаемся в мотивах, которые Его вдохновляют, если именно так Он может наилучшим образом достичь в нас Своих целей? Для Того, у Кого в распоряжении вечность, время не играет роли. У Него есть цель, и для ее достижения Он располагает неограниченным будущим. Он иногда оставляет без ответа вопросы, возникшие в нашем ограниченном человеческом разуме вследствие Его образа действий. Ведь Он имеет в виду вечное, которое само потом объяснит все примененные Им средства. Ведь это только на время. И Он это знает. И если Он считает, что цель стоит того, Ему нет необходимости пытаться оправдать Свои поступки.
Не так ли бывало многократно с израильскими сынами, когда Бог предавал их в руки врагов, бывших одновременно и Его врагами? Он предавал Свой народ в руки языческих народов, на которых не переставал негодовать и с которыми исключал всякое примирение. И в течение долгих лет сыны Израиля жили в рабстве у заклятых врагов Бога Израилева.
В определенном смысле мы можем видеть в этом явное противоречие. Враги Бога, все те, кто Его ненавидели, злорадствуя, восклицали: «Вот видите, Бог не смог достигнуть Своих целей в этих людях. Вот Он от них и избавился. Конечно же, у Него с ними ничего не получилось, поэтому Он от них отказался».
Именно этот аргумент выдвинул Богу Моисей в момент незабываемого заступничества за народ.
Да, Бог подвергает Себя такому риску. Он позволяет язычникам насмехаться над Собой, высмеивать Себя, позволяет им устраивать весь этот спектакль. Он невозмутимо позволяет им поверить в Его поражение, позволяет говорить, что нельзя полагаться на Бога. И все это в то время, когда Его народ стал добычей врагов. И так случается не один раз. Иерусалим был повержен в прах и прохожие говорили:
— Эти люди полагались на Иегову. И вот вам результат!..
Так поступая со Своим народом, Бог добровольно подвергает Себя осмеянию и позору, потому что конечная цель стоит того и цена, которую приходится платить, не слишком высока для достижения желаемого результата.
Кто осмелится судить пути Божьи? Огромная ошибка — оценивать их по нашим человеческим критериям. С нами может случиться катастрофа, а Он не почитает нужным защитить от нее. Почему? Потому что Он имеет в виду то, что в определенное время (и Он знает это очень хорошо) полностью оправдает все примененные Им методы. И мы должны будем признать: то, что мы приняли за слабость с Его стороны, напротив, оказалось доказательством Его могущества. Полное крушение лишь проявляет всемогущество Божье. В тот день «безрассудство» Божье засияет в Своем истинном свете — в свете Премудрости, Божественной Премудрости. Итак, подождем конца — и Бог будет оправдан.
Таким образом этот принцип верховной Премудрости самым тесным образом связан с нашим духовным ростом. А сам рост тесно связан с благословенным плодом испытания — усовершенствованием наших духовных свойств.
В данном случае речь не идет о болезненном самокопании, которым могут без меры заниматься некоторые души. Есть люди, направляющие свои взоры внутрь себя, чтобы самым подробным образом изучать уголки своей души, прислушиваясь ко всем внутренним переживаниям. Они полагают, что таким образом развивают духовные качества. Однако это вовсе не так. То, чем они занимаются, есть не что иное, как патологический субъективизм, который может привести лишь к духовному параличу. Исследуйте его результат, и вы убедитесь, что это не что иное, как слабость, поражение и рабство.
Изучив отрывок (Евр. 12,5—11), упоминающий настоящее развитие наших духовных качеств, вы увидите, что это такое на самом деле — плод, полученный в результате определенных страданий, пережитых нами по воле Божьей. «Сын мой! не пренебрегай наказания Господня... Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности».
Как «наученным»? Наказанием, предпринятым по воле Божьей. Если вы переносите наказание, то Бог обращается с вами как с сыновьями (Английский перевод гласит: «Если вы переносите наказание, Бог обращается с вами как с сынами» (Евр. 12,7).
Бог хочет привести вас к зрелости потому, что вы — Его сыны. Суровость путей Божьих воспитывает в нас необходимые духовные качества.
Однажды Бог может подвергнуть вас скорбям и, несмотря на ваше мнение, привести вас в беспомощное состояние. Это будет ужасно. Вы будете восклицать, что это свыше вашего разумения и что Господь вас оставил. Однако о чем идет речь на самом деле? О кризисе роста. Не оказалось ли после испытания, что речь шла именно о кризисе роста? А через некоторое время вы обнаруживаете, что все пережитое оказалось не так уж и плохо, как вам казалось вначале, и даже наоборот: с точки зрения духовной именно так все и должно было произойти. До сих пор ваша жизнь была полностью поглощена внешними формами, но через то испытание вы поняли, что Господь — это Личность, и теперь вы Его знаете. Он открылся вам, когда вы находились в темнице бездействия, и духовное состояние, которого вы теперь достигли, стало такой силой для вас, что вы без труда овладеваете еще недавно неподвластными вам ситуациями. Бог допустил на некоторое время, чтобы вы Его не понимали, но все это время работал над вашими духовными свойствами, и вы открыли путь к истинной плодотворности. Так научил вас Бог, и именно эту цель Он преследовал.
Но как ужасны эти кризисы роста! И невозможно помочь тем, кто их переживает Не остается ничего иного, как молча ожидать конца производимого Богом действия.
Так многочисленными и разнообразными методами происходит воспитание. То, как с нами обращается Бог, оказывает на нас болезненное, но благотворное влияние. Именно это Библия называет «наказанием Господним». Наше слово «наказание» очень слабо выражает суть. Греческое слово имеет здесь тот же корень, что и слово «ребенок» и буквально значит «воспитание детей», «дисциплина».
Та же мысль заключена в слове «ученик». Ученик — это человек, который учится чему-либо. Господь избрал Себе учеников, чтобы они были с Ним, с целью их научить. Итак, дисциплина неотделима от обучения. Сколько мы можем постигнуть через страдания! Сам Господь Иисус достиг Своей высшей точки служения, идя по этому пути. Именно через страдания Он достиг совершенства. Да и как иначе мы можем достигнуть полного роста? Обучение на собственном опыте, иго дисциплины, все, чему научаются через испытания,— вот Божественный метод, при помощи которого дитя превращается в мужа совершенного, достойного звания сына Божья.
Но нам недостает одного — веры. Нужно иметь больше веры, чтобы безропотно принимать волю Божью. Иногда нас мучает боль и ужас. Что Бог делает?! Почему испытания такие тяжелые и обрушиваются на нас без передышки? Но не значит ли все это, что Господь желает ускорить наше созревание, чтобы мы без промедления достигли такой духовной зрелости, которая позволила бы нам понять то, что необходимо? Что же нам делать, когда Бог позволяет испытаниям стучаться в нашу дверь? Как нам поступать в трудных и болезненных обстоятельствах?
Наше поведение должно руководствоваться следующим: Божий замысел состоит в том, что данный опыт должен заставить меня достигнуть какой-то новой цели. Что же имеет в виду Бог?
Если Он допускает эти удары, то не для того, чтобы нас уничтожить. Он хочет, чтобы мы поднялись еще выше. Его цель — не измельчить нас, не раскрошить, а наоборот, помочь нам возрастать и достигать совершенства. На дне горнила испытаний Бог сокрыл сокровище, которое мы должны найти. Великое множество верующих могло бы сказать с нами: «Да, именно так! Мы в этом убедились сами. В пропасти, в которой мы находились, мы нашли избыток и полноту, и в этих глубинах Господь открылся нам совершенно по новому».
Какова цель научения, согласно Евр. 5,14? Различение добра и зла. Господь таким образом стремится развить в нас наше духовное разумение. Духовная история некоторых из Его детей пишется в невидимом мире, и она является как бы продолжением истории, записанной в Евангелии. Господь избрал несколько учеников — одного здесь, одного там — и поставил вокруг Себя. Они находятся с Ним, чтобы научиться, и смотрят на Него, как на Учителя, хотя Он бесконечно больше, чем просто Учитель.
Однажды Он дал им власть и силу идти во Имя Его, провозглашать Его господство над творением, управлять им для Него, быть посредниками между Ним и миром, показывать силу Его власти. В этом эпизоде изображено в миниатюре нынешнее домостроительство. Но с одной разницей. В случае с учениками единственной реальностью была власть и сила их Господа. Их служение носило чисто официальный характер, что заставляет сравнивать его с подчиненным положением служащего по отношению к начальнику. В этом не было ничего духовного. И поэтому в критический момент они оставили своего Учителя и разбежались.
Мне кажется, что Господь таким образом проиллюстрировал то, что должно было осуществиться позже, в духовном плане, в Церкви, которая есть Тело Его: дисциплинирование, обучение испытаниями с целью все более глубокого познания замысла нашего Господа. Благодаря этой зрелости, благодаря духовному разумению, приобретенному Его детьми в горниле испытаний, Господь получит в Свои руки тех, которые будут соответствовать Его желаниям, и сможет изготовить нужное Ему орудие для управления Вселенной в грядущих веках.
Но мы не должны заблуждаться, возлюбленные, мы — не машины и не роботы. И Господь не превратит нас в детали механизма по управлению Вселенной. Есть люди, которые думают достигнуть предела смирения, заявляя, что они лишь ничтожные шестеренки в Его механизме. Что делает шестеренка? Она работает, когда все остальное тоже работает. Чтобы она вращалась, должен работать весь механизм. Нет, возлюбленные, вы не «шестеренки». Бог избрал нас для того, чтобы сделать из нас носителей Своего духовного разумения, чтобы мы достигли Его познания, непосредственно и лично постигали Его. Не будучи оторванными друг от друга, мы должны лично, индивидуально познать Господа. Если мы водимы одним Духом, мы не удалимся каждый от своего места. Дух — один, и если этот Дух не угашается в нас, мы будем естественно сотрудничать в мире и согласии.
Бог хочет от Своих детей, чтобы каждый стал очагом Его духовного разумения, тем местом, где Он мог бы разделить с ним Свое собственное понимание мироздания. Когда Он достигнет этого в каждом из нас, то одним Духом Ему будет нетрудно объединить нас в «один дух, одну душу, одни мысли» для выполнения одной задачи. Тогда, и лишь тогда в Его распоряжении будет орудие, которое Ему нужно для управления Вселенной в Его будущем Царстве, разумное орудие, наученное на нелегком пути испытаний читать как открытую книгу сердце своего Господа.
Чтобы достигнуть такого состояния, необходимо иметь духовное разумение, свойство восприятия и понимания. Человек плотский ничего в этом не понимает; только лишь Дух может рассуждать об этом. Итак, должно быть развито качество, которое мы называем духовным разумением, духовным знанием, внутренней чуткостью; приобретение явится великим благословением для нас. И именно это развитие придаст нашему личному познанию Христа тот особый сокровенный характер, которого у него не было раньше.
Каждое испытание на пути бросает нас в новую бездну, которая всякий раз кажется все глубже и которая снова повергает нас в состояние бессилия. Не имея в самих себе достаточных источников для победы, мы в своей скорби начинаем понимать, что нам не хватает Христа. Мы принимаем это из Его руки. Таким образом каждая скорбь— возможность для возрастания, более того — необходимость, приближающая нас ко Христу.
Это воспитание, это Божественное обучение может привести либо к возрастанию, либо к ожесточению. Сорок лет в пустыне были для Израиля сорока годами духовного обучения. «Ваши отцы искушали Меня в пустыне». Бог все это время воспитывал Свой народ. Для духовного наставления новорожденного народа условия были прекрасными. И Бог преднамеренно ставил его в такие критические обстоятельства, когда никакие человеческие усилия не могли изменить ситуацию. Но почему Он так действовал? Потому что все должно было исходить от Него. Каждый раз у них была возможность заново открыть своего Господа. Спасая их из ситуаций, которые по-человечески были безнадежны, Господь, однако, не получал в сердце Своего народа больше места для Себя. К несчастью, все, что было предпринято Господом для их развития, вело только к ожесточению. Их отношение к Богу можно выразить такими словами: наши трудности доказывают, что Ты жесток и безжалостен. Ты хочешь убедить нас, что Тебя вдохновляет любовь, но мы пришли к выводу, что это не так; все как раз наоборот.
И их сердца ожесточались, хотя единственной целью спасительного воспитания было сделать их совершенными. Точно так происходит и с нами. Нужно доказать свои способности, если желаешь идти к совершенству. Мы можем действовать тем или иным образом, когда Бог проводит нас через горнило испытаний. Мы можем разочаровываться в Нем, позволять своим сердцам озлобляться, ожесточаться, упиваться горечью обиды от того, как Он с нами обращается. Или же, наоборот, благодаря этому плодотворному воспитанию видеть возможность для развития духовных качеств и те широкие горизонты, которые открываются перед нами. «Через тернии к звездам»,— гласит пословица.
Для того чтобы в будущем веке управлять Вселенной, Богу понадобятся разумные и хорошо подготовленные духовные орудия. И если мы хотим ими быть, мы должны пройти этот путь. Иногда в нашей жизни происходят события, которые мы не в состоянии объяснить. И каковы бы ни были вторичные причины, есть одно объяснение, которое мы можем дать: всем управляет Бог, и если Он иногда допускает случиться в нашей жизни ужасным катастрофам — или, по крайней мере, тому, что сей мир так называет,— то мы знаем, что господствует Он, и что Он знает наилучший путь для достижения Своей цели, и что цель стоит всех этих страданий. Нам может казаться, что Он поступает вопреки Своим собственным интересам и что даже само Его Имя поблекнет, но после испытаний и даже катастрофы Он подводит Свой народ к духовному совершенству, приводя каждого из Своих святых к зрелости: их отношения с Господом укрепляются и они познают Его так, как никогда раньше. Мы всегда обнаруживаем, что эти события производят в жизни, детей Божьих плоды, прославляющие Его несравненно более, чем в каком бы то ни было другом случае. Именно это оправдывает Его и дает основание все совершать по Своей премудрости. Если бы Он мог достигнуть Своей цели как-то иначе, мы можем быть уверены — именно так Он и поступил бы.
Таким образом, время является важнейшим фактором в познании Божьих методов. Со временем Он достигает в Своих святых того, к чему Он стремился: духовной зрелости, глубокого познания Его мыслей.
Личное знание нашего Господа есть и навсегда останется той первостепенной целью, которую Он ставит перед нами. И мы сможем достигнуть ее лишь тогда, когда наш разум, наши духовные чувства «научены». Пусть Бог даст нам милость познать все, что Он нам посылает по Своему предвечному определению!
Не Господь предаёт нас врагу. Это мы сами предаёмся врагу по неверию своему Господу и тому, чему он нас учит. Отец Небесный не предаёт Своих детей врагу. Они сами отходят, как блудный сын. Об Отце так может думать только тот, кто не хочет за свой грех неверия отвечать и покаяться. Каждый обольщается собственною похотью и попадает во власть своего врага.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
УдалитьНе перевірений провокує перевірку.
ОтветитьУдалитьНаприклад, як Йов, хоч вже був доволі досконалим, але був відданий ворогу для перевірки. І знайдений, дякуючи перевірці, ще не достатньо досконалим.
Повне розуміння Бога тими, хто не зазнавав перевірки, стоянням проти гріха аж до крови, аж до смерти — сумнівне, а сумнівне належить ненавидіти.
Кінець - смерть у Господі, робить святим остаточно й є вінцем удосконалення земного. Чекати кінця без дій віри, дій які набувають (але не шукають) смерть — не вірно!
Наказано святим (досконалим) не мовчати й перед Богом, судити не дивлячись на обличчя (хоч і Боже, бо Бог, як Батько, хоче мати дітей такими, як Сам - Матвія 5 : 48). І Йова Бог не картав за суд, а картав за суд не правосудний. Бог визнав право людини та пояснив, за яких умов буде хвалити. Картав Бог за не врахування Йовом права Творця вільно поступати із творінням, але більше картав друзів Йова, за не врахування прав людини та Творця (Йов 40 : 7-14).
Бог піклується не лише про духовну зрілість людини, а й про Духовну зрілість життя людей у суспільстві. Без цього ми не стаємо народом Божим — тобто, не стаємо Духовно зрілими, як цього хоче Отець Небесний!
Для Отця, Який дійсно володіє вічністю у діях стосовно нас — Божого творіння, час має вагу, бо Бог є любов і Йому прикро за тих, хто ніяк не спроможуться прийняти Дар Божий.
Несомненно, данная истина изложена верно и точно. Другого пути к духовной зрелости нет. В школе Христа без несения креста достигнуть совершенства невозможно. Разве что, познать начатки учения Христова можно. А дальше собственное "Я" будет препятствовать господству Христа. Поэтому необходимы страдания и скорби, как средство нашего освящения, для нашего смирения и отделения от греха и мира и самих себя. Чтобы Иисус Христос воцарился в наших сердцах и Его совершенство открылось в нашей жизни. К великому сожалению многие не разумеют пути Господня и уклоняются от него. И хуже того, противятся ему.
ОтветитьУдалитьОчень хочется быть смелой и мужественной и достойно все перенести. Но я такой уже сейчас не являюсь. И получается какой-то замкнутый круг. Если Отец Небесный Сам не даст мне силы и мужества перенести испытания, которые Он для меня приготовил, то я впаду в уныние. В общем я ещё не все понимаю. Мне ещё много надо прочитать и не один раз...Спасибо большое за возможность начать думать в правильном направлении...
ОтветитьУдалить