Приветствуем всех искренни ищущих Господа!

Мы рады сообщить, что начинаем публикации не известных и уже известных Церкви Христовой, в постсоветском пространстве СНГ, посланий людей Божиих, таких как Артур Кац, Теодор Остин-Спаркс. Надеемся, что вы найдете полезным прочесть эти глубокие послания и Христос возвеличится в вас сиянием Своей вечной Славы!

понедельник, 19 февраля 2024 г.

Христос и космическое искупление, (часть 2), Т. Остин-Спаркс

Глава 4. Искупление космоса

Фрагмент для чтения: Кол. 1.

Т. Остин-Спаркс

Искупление во всей своей полноте было осуществлено и сосредоточено в Личности Господа Иисуса. Нам четко сказано, что все было сотворено в Нем, Им и для Него. Иисусом Христом и для Иисуса Христа было сотворено все на небесах и на земле. Это и есть космос. Но ввиду того, что все творение («все» сотворенное) подпало под влияние зла — настолько, что даже небесное потребовало очищения, — возникла необходимость в искуплении всего сущего. Поэтому Творец: Тот, для Кого и Кем было все сотворено, — стал Искупителем всего сущего. И точно так же, как все было сосредоточено в Нем при сотворении, все сосредоточилось в Нем и в искуплении.
Рассмотрим первую часть этого утверждения: «Все сотворено… к Нему», — и сатана занял такую позицию, чтобы Господь Иисус не мог обладать всем, что было сотворено для Него. Такова позиция сатаны. Думаю, здесь совершенно ясно и вполне определенно подразумевается, что все, хотя и было сотворено Им, фраза «к Нему» указывает на что-то большее, чем то, чем Он обладал в самом начале, при сотворении мира. Это взгляд далеко вперед. «Все сотворено через Него». Существует сотворенная вселенная, но когда говорится, что все сотворено для Него, то за этим что-то есть — что-то, чему еще надлежит открыться. Это взаимосвязано с абсолютным, полным обладанием. Именно против этого направлены действия сатаны, препятствуя Христу обрести свое наследие — не только сотворенную вселенную в том виде, как она была создана, но всю ее полноту, в соответствии с полным замыслом ее сотворения, чтобы эта цель никогда бы не была достигнута. Христос был наследником именно этого полного замысла для творения, которому еще предстоит осуществиться в будущем, который еще предстоит унаследовать. Если вы — наследник всего, то это означает, что вы этого «всего» еще не получили. По-настоящему получив наследство, вы перестаете быть наследником в строгом смысле этого слова. Если вы — наследник, то это значит, что вам еще предстоит войти в право наследования в какой-то момент времени. Вы унаследуете что-то, но пока что не получили этого. Начало Послания к евреям четко показывает, что Христос, хотя и сотворил все сущее, пока что является Наследником этого. Таким образом, существует некая недостигнутая полнота творения, в которую Ему еще предстоит войти как полноправному Наследнику.

Сатана противится этому наследию. Весь вопрос заключался в наследстве и праве наследования, а история космоса — это история колоссальной борьбы за владычество над вселенной — и не только между сатаной и Богом, сатаной и Христом. В эту борьбу вовлечен также и человек, который исполняет свою часть и занимает свое место. Эта борьба взаимосвязана с человеком.
Именно с такими элементами, составляющими нашу предысторию, мы приступаем к рассмотрению данного вопроса. Если в качестве нашего толкователя мы возьмем апостола Павла, а также — некоторые фрагменты из трудов других апостолов, и используем их в обратной хронологии, то получим материал, который будет выглядеть примерно так (здесь вы можете записывать отрывки Писания).

1. Искупление человеческого духа

Прежде всего, если все искупление, которое во Христе Иисусе, свести к его практическому значению, то его первый практический результат проявился в индивидуальном человеческом духе. То есть, когда искупление применяется и начинает действовать, оказывать влияние, когда оно вступает в силу, то начальной точкой его применения становится индивидуальный человеческий дух. Именно с него начинается искупление с практической точки зрения. Это вполне однозначно видно из восьмой главы Послания к римлянам: «Сам Дух свидетельствует с нашим духом, что мы дети Божьи».

В этом отношении также следует отметить два момента: 

(a) Завершенное действие

Это то, что совершено в качестве однократного действия раз и навсегда. Наш дух не постигает значимость искупления постепенно. Нет никакого поступательного возрождения. Возрождение — это такой же завершенный факт, как и рождение, а мы не рождаемся постепенно. Наше рождение не растягивается на определенный период. Это однократное действие. Таким образом, искупление в своей начальной точке практического применения и влияния в индивидуальном человеческом духе — это однократное действие, и в своем духе мы можем сказать: «Я искуплен!».

Но это — еще не вся полнота искупления. В будущем оно откроется гораздо шире, и все же оно настолько однозначное и завершенное в этой важнейшей сфере, что мы можем вполне уверенно и смело заявить, что мы искуплены.

(б) Воскресение или обновление

Второй аспект заключается в том, что искупление духа подразумевает воскресение, обновление. Мы акцентируем на этом внимание, потому что сейчас вы увидите отличие искупления в других направлениях. Здесь, в человеческом духе искупление — однократное действие, и, с точки зрения воскресения, его иногда называют обновлением, новизной духа (то есть обновлением нашего духа от Святого Духа). Это что-то новое, взаимосвязанное с воскресением из мертвых, — первый результат воскресения, которое во Христе Иисусе, в человеческом духе. Вся ценность, смысл и выражение воскресения Господа Иисуса происходит в настоящем времени и все это находится в человеческом духе.

Итак, Павел учит о том, что в этом действии воскресения, этом обновлении духа, мы получаем Дух Сыновства. Союз с Господом Иисусом в воскресении, связан с в сыновством: «А так как вы сыновья, то Бог послал в наши сердца Духа Своего Сына, восклицающего: ‘Авва, Отец!’». Таким образом, по действию Святого Духа в нашем обновленном или воскресшем духе формируется сыновство. Чем является это сыновство, нам еще предстоит узнать, поскольку искупление простирается дальше, но в данный момент мы восклицаем: «Авва!». Это новое осознание сущности нашего родства с Богом. Это Дух сыновства, пришедший через воскресение. 

2. Искупление человеческой души

Искупление, производящее рассмотренные ранее первые практические результаты в индивидуальном человеческом духе, далее затрагивает человеческую душу. Но здесь существуют два отличительных от предыдущей сферы момента.

Это — не воскресение, а завоевание. Каждый раз, окунаясь в мир человеческой души, вы оказываетесь в зоне конфликта, сражения, активного состояния противодействия Богу.
Невозрожденный человеческий дух мертв. Конечно, в некотором смысле он жив, и я не хочу сказать, что в невозрожденном человеке нет духа, но он мертв в том смысле, что не взаимодействует с Богом. Он спрятан в глубинах, заточен в живую гробницу. Когда воскресение проникает в эту вторую сферу: сферу души, — оно оказывается в мире, где все пребывает и всегда пребывало в состоянии активной, открытой вражды с Богом.

Разум, как элемент души, всецело работает на противление Богу — пусть не всегда осознанно, но неизменно. 

Наше сердце противится Богу. Иногда мы думаем, что оно находится в согласии с Богом и вполне благосклонно к Нему. Тем не менее, когда по-настоящему разоблачается его истинная сущность, оказывается, что оно всецело противится Богу. Сердце: желания, привязанности, чувства — сталкиваясь с реальным вызовом со стороны Божьей воли, обнаруживает свою далеко не дружественную сущность.

Наша воля противится Богу. Чем дольше мы живем с Богом, тем полнее обнаруживаем, насколько наша душа противится Ему. Самый опытный верующий — этот тот, кто со всей остротой понимает, насколько человеческая воля настроена против Бога. Чем глубже Бог работает над нами, тем больше мы обнаруживаем то, во что никогда не поверили бы: насколько сильно наша душа расходится с Божьей волей.

Душа представляет собой мир враждебности, активного противодействия. Таким образом, когда искупление переходит от человеческого духа к душе, это становится вопросом завоевания. Оно оказывается в зоне конфликта, а значит должно одержать победу.

Но здесь — не однократное действие, а непрерывный, поступательный процесс. Душа не обретает искупление однократным действием. С практической точки зрения, искупление посредством духа должно побеждать душу изо дня в день. Искупленный дух должен преодолевать природный разум, природные желания, природную волю. Именно это подразумевал Павел под ежедневным умерщвлением: «Всегда носим в теле умерщвление…», — но все это происходит в сфере души. Это непрекращающаяся борьба до победного конца, и она требует терпения, потому что своим терпением мы завоюем свои души. «Получая цель вашей веры — спасение ваших душ». Это цель нашей веры. Именно в этой области находится ответ на значительную путаницу в учении. Думаю, если мы сейчас поймем, в чем заключается различие, то это решит проблему, даст ответ. Некоторые люди считают и учат, что полное искупление в душе уже совершено, как однократное действие. В подтверждение этого они используют определенные фразы, но применение таких выражений, как «искоренение», «безгрешное совершенство» и «чистое сердце», не всегда обосновано. Подобные фразы стали типичными для определенного типа учений, и все они опираются на Писание. Но на какие именно его фрагменты? И о чем они, в действительности, говорят, чтобы их использовать в поддержку такого учения? В результате, вы оказываетесь ввергнутыми в путаницу, где один набор фрагментов Писания, вроде бы, указывает на эту истину, а другой — на существование чего-то поступательного, не завершенного в результате однократного действия. С помощью Писания вы вполне можете доказать окончательность искупления души и не менее аргументировано — поступательность этого процесса. Но неужели одна точка зрения истинна, а другая ошибочна? Таково понимание сущности искупления. В очень значительно мере первый набор фрагментов Писания относится к тому, что уже совершено в центре нашего естества, к чему-то завершенному вследствие однократного действия. В этом смысле, мы — новое творение, в котором нет зла. Но это — еще не все наше естество. В другой его части ежедневно действует, постепенно выполняет свою работу то, что совершено во Христе в Святом Духе внутри нашего возрожденного духа. До тех пор, пока мы этого не осознаем, мы будем путаться. Если мы примем одну из сторон, а затем столкнемся с другой, то мы скажем: «В чем дело? Или наша доктрина ошибочна, или что-то неправильно с нами.

Вы видите, с чего начинается искупление, и как оно выглядит в самом начале, но затем вы видите следующий его этап, к чему оно переходит дальше: к человеческой душе, — и это — борьба, постоянное, постепенное завоевание. Этот конфликт, происходящий внутри нас, с нами самими, должен дать какой-то результат, и, как мы не раз отмечали, суть духовного возрастания заключается в том, что мы в своем обновленном духе постоянно говорим себе или «нет», или «да». Мы внутренне противодействуем своей душе в естественных желаниях, воле и мыслях, покоряя и пленяя эти образы, мысли и желания в послушание Христу, и это — внутренний процесс. Это — контроль над душой. 

3. Искупление космоса

Третий этап искупления – более поздний, более отдаленный (его можно назвать устроительным или домостроительным), имеет отношение к космосу. Он начинается в индивидуальном духе или в духе отдельных индивидуумов. По мере обретения в нас практического начала, многие индивидуальные духи дополнят число избранных. Когда в человеческих душах будет достигнута определенная точка развития или прогресса, сформировав в верующих требуемое нравственное состояние, в назначенное Богом время искупление еще больше расширит свои пределы и охватит космос.

Есть три фактора этого завершающего состояния космического искупления. 

(a) Искупление тела человека

Будет искуплено тело верующего. Искупление в буквальном смысле распространится на физический мир верующего, и эти тела будут избавлены от рабства тления. Это будет не установленным, а реализованным сыновством.

Воскрешенное тело — это крайне важный аспект полноты сыновства. В случае с Господом Иисусом, Он был определен Сыном Божьим через воскресение из мертвых. Если же нам предстоит прийти в соответствие с образом Божьего Сына, то часть этого соответствия — физическая, поскольку таково сыновство в его полном смысле. Сыновство представлено Духом сыновства вместе с первым явным применением искупления к человеческому духу. Затем сыновство развивается через завоевание, конфликт, дисциплину и страданием в нравственной сфере между духом и душой.

Сформулируем это проще. Каким образом в нас с вами развивается сыновство? Через существующий в духе конфликт, который ведет нас к господству, влиянию, власти. Прежде всего, мы побеждаем сами себя. Мы с вами, благодаря нашему искупленному духу, оказались в положении, позволяющем нам повелевать нашей собственной душой, и так развивается сыновство. Вы знаете, что, когда люди возрастают, достигают зрелости, они не так легко становятся жертвой своих чувств, своих душевных эмоций. Они не так быстро скатываются к этим рассуждениям и идеям, мыслям и чувствам, страстям души. Они уже не так, как раньше, колеблемы всем этим — всем, что относится к душе, что обуславливает нестабильность духовной жизни незрелых людей, младенцев. Вы знаете, как малыши подвержены страстям, симпатиям и антипатиям, чувствам, желаниям и собственным детским идеям. Для младенцев это все допустимо, но, когда от вас уже ожидают поведения взрослого человека, а вы по-прежнему проявляете все это, то с вами что-то в корне неправильно. Возрастание и зрелость характеризуются пленением душевной жизни в подчинение духу, чтобы в тот момент, когда ваша душа говорит: «Да», — ваш дух восставал и говорил: «Нет». Когда ваша душа говорит: «Да», — чему-то, что не от Бога, и вы чувствуете это в своем духе, то ваш дух говорит этому: «Нет». В царстве своего собственного существа вы руководимы своим духом. Павел говорит: «Побиваю свое тело и порабощаю». Это подразумевает укрепляться в духе в Господе, заряжаться энергией от Господа. В этом и заключается духовное возрастание.

Итог всего этого — явление сынов. Это явление в свой начальный момент заключается в избавлении тела от тления. Это — искупление тела. «Это тленное должно облечься в нетление». «Искупление, которое в Христе Иисусе». В первую очередь, Христос ожил в духе. Завершающим же состоянием воплощения искупления в Его личности стало Его воскресшее тело. Это — наше наследие во Христе. 

(б) Избавление творения

Второй аспект третьего этапа искупления — это избавление самого творения. «Все творение вместе стонет и вместе мучится родами до сих пор. И не только — но и мы сами…». Все творение страдает в родовых муках, ожидая! И затем, вместе с явлением сынов, как центра творения, «само творение будет освобождено от рабства тления». Это — космическое искупление. Творение находится в рабстве тления, и для него существует искупление, которое во Христе Иисусе.

Я уверен, что смысл Его жизни здесь, на земле, в очень значительной мере заключался именно в этом. Обратите внимание, как тесно земная жизнь Господа Иисуса взаимосвязана с творением. Природа, как часть творения, взяла определенный курс и всегда следует этому курсу, который неизменно ведет в направлении смерти. Смерть всегда подразумевает ограничение, разочарование, неудовлетворенность. Но Господь Иисус, придя в соприкосновение с творением, обратил этот процесс вспять. Благодаря Его прикосновению, творение сменило свое естественное движение к смерти на движение к жизни. Иисус обратил вспять курс природы. То, что было несостоятельным и ограниченным, благодаря Его прикосновению стало плодоносным и изобильным. Творение оказалось под влиянием Божьего Сына, и Его взаимоотношения с творением всегда показывали Его, как Господина сотворенного мира, как Искупителя. Когда Он умер, космос омрачился. Над всем миром повисла тьма, и затем земля содрогнулась. Все творение охватили судороги, потому что умер его Творец и Искупитель. Когда же Он воскрес, когда гробница открылась, творение соответствующим образом откликнулось на это прикосновение Творца и Искупителя к жизни. Это — космические аспекты. Христос —Личность космического масштаба, в Которой сосредоточена вся вселенная. Каждый раз, соприкасаясь со Христом, вы соприкасаетесь со всеми фазами вселенной. Когда вы видите Господа Иисуса после Его креста, воскресшего в славе, вы видите личностное воплощение вселенной. Вся наша надежда на полноту искупления и уверенность в нем — это Христос. Тело, душа, дух, творение и все остальное будет искуплено во Христе, но сейчас мы видим это искупление в процессе развития, в частичном применении, если говорить с практической точки зрения.

(в) Изгнание сил зла

В этом переломном проявлении искупления, которое во Христе Иисусе, космические силы зла будут изгнаны. Учение Павла говорит о том, что космос в настоящем веке управляется силами зла. Этим миром руководят силы зла, князь, господствующий воздухе, дух, действующий сейчас в непокорных детях, бог этого века, полчища нечистых духов под управлением начальств, властей и правителей тьмы. Но космос ожидает искупление от этих сил зла, и последний этап процесса искупления — это избавление вселенной от сил зла. Они будут изгнаны с небес, а затем — с земли.

Все, что относится ко всему показанному Павлом, относится и к Личности Господа Иисуса. Все это, как мы уже сказали, представлено, как уже свершившееся в Нем лично. Будучи живым для Бога, благодаря Его Духу, Который никогда не был мертвым, и потому никогда не нуждался в оживлении, возрождении или воскрешении, как живой для Бога и пребывающий в живом единстве с Богом, Он мог сказать: «Не Моя воля, а Твоя», — и в этих словах был важный смысл (если бы это были просто слова и фразы, не отражающие никакого практического аспекта, то они были бы бессмысленными). Подобное утверждение не имело бы значения, если бы не существовало двух волеизъявлений, то есть, если бы не был замешан элемент выбора. Если бы у Иисуса не было возможности сделать выбор, то в чем смысл выражения: «Не Моя воля»? Здесь явно присутствует элемент выбора. 

Глава 5. Человек и космическое искупление

Фрагменты для чтения: Рим. 8; 1 Кор. 15; Кол. 1.

1. Творение, сосредоточенное в человеке

Прежде всего, не будем забывать, что этот мир или творение был и остается сосредоточенным в человеке. Человек — не просто в центре творения, но творение сосредоточено в человеке. Вы можете нарисовать круг, и этот круг — человек, а внутри него — все творение, поскольку творение сосредоточено в человеке. Важно иметь такое понимание, как и другой взгляд на вселенную, как на круг, внутри которого находится человек.

2. Человек, сосредоточенный в Боге

Во вторых, человек изначально был сосредоточен в Боге. Творение было сосредоточено в человеке, а человек — в Боге.

3. Человек, отделенный от Бога и вступивший в союз с сатаной

На третьем этапе человек подвергся нападению, был обманут, обольщен, отделен от Бога, порабощен сатаной, вступив в союз с ним. Учитывая же, что космос был сосредоточен в человеке, с порабощением последнего был порабощен и космос. По этой причине нам говорится: «правитель этого мира», «правитель власти воздуха», «весь мир лежит в лукавом».

Правление князя этого мира

Итак, следующее, что мы должны увидеть, — это как сатана правит миром, над которым он стал князем, и людьми, для которых он стал богом. Сатана правит космосом через человеческую душу. Душа человека стала союзником сил зла. Понимая, что собой представляет человеческая душа, вы после недолгих размышлений без особого труда признаете тот факт, что космос, мир управляется сатаной через человеческую душу, вступившую в союз с ним и с его силами зла, поскольку человек в своей душе был обманут, обольщен и порабощен. По сути, даже нет необходимости подчеркивать данный факт в текущий момент мировой истории, когда правление миром через человеческую душу настолько ярко выражено, как, наверное, никогда ранее. Душа очень сильно продвинулась во всех этих направлениях.
 
Возьмем, к примеру, сферу разума и интеллекта. Как продвинулась в этом направлении душа человека!

Возьмите сферу эмоций, желаний, чувств. Какие огромные изменения в ней произошли! Достаточно взглянуть на одно лишь развитие кинематографа и всего этого направления, чтобы увидеть огромный прорыв вперед в эмоциональной сфере человеческой души. Что же касается волевого аспекта души, то достаточно лишь взглянуть на диктаторов, приближающих период антихриста; колоссальное господство человеческой воли; подъем национализма. Все это — проекция воли человека, и в некоторых нациях она выражена настолько ярко, настолько сильно, что люди буквально зажаты в тисках воли повелителя.

Человеческая душа продвинулась во всех направлениях, и мы перечислили лишь некоторые признаки этого. Мы могли бы потратить гораздо больше времени на то, чтобы показать, насколько душевная сфера расширилась сегодня в этом мире.

Но, если взглянуть на это внимательнее, то вы увидите, как дьявол правит миром через эту расширенную, развитую душевную жизнь человека. Все это колоссальное развитие интеллектуальной души привело к разрушению самого человека, направило его на пути дьявола. Просто ошеломляет, когда ты видишь, как по-сатанински используются развитые способности человеческого интеллекта во зло, для пагубы и разрушения. Это ужасно. Кроме того, в других сферах дьявол использует человеческую душу для управления этим миром и для уничтожения человека, и такая душа находится в союзе с силами зла. Требуется ли демонстрировать это на примерах? Конечно, после очередного периода, когда все эти вещи выходят из-под контроля (например, после ужасной мировой войны), люди отступают. Они реагируют и в ужасе говорят: «Больше никогда! Это был последний раз, когда происходило что-либо подобное! Теперь будем строить вселенскую Утопию! Теперь будем строить тысячелетнее царство мира! Эта война положила конец всем войнам!». Но проходит несколько лет, и такая реакция сходит на нет, уступая место какой-то другой, ведущей к чему-то бесконечно худшему, чем то, что было прежде. Одному лишь Богу известно, что будет дальше. Господу придется или удерживать все это на цепи до времени, когда Он завершит Свою работу, или же Он придет, и тогда совершится то, что мы сейчас исследуем.

Это все показывает, насколько душа человека, вопреки ему самому, вопреки его реакциям на последствия, порабощена ужасным господством сатанинских сил, и он безумствует. Из-за человеческой души в рабстве оказался весь космос. Весь космос сосредоточен в человеке, и человек, пребывая в сфере своей души в союзе с силами зла, является посредником правления дьявола над этим космосом.

Во второй главе Послания к ефесянам Павел говорит о пути этого «космоса» — не «века», не «мира» в самом широком смысле этого слова, но «космоса». И вот, он говорит: «Вы уже не ходите путями этого 'космоса', потому что вы уже не от этого 'космоса'. Вы вышли из него». Вся сила ударения в Послании к ефесянам направлена на тот факт, что мы посажены в небесах во Христе, что мы — не в этом космосе, не живем в соответствии с ним, что мы вышли из него, благодаря переносу в союз с Христом в духовном смысле.
 
Человек бессилен изменить путь космоса

Человек, пребывающий внутри этого космоса, никогда не сможет изменить его путь. Путь космоса не может быть изменен находящимся внутри него человеком. Любая попытка сделать это, все еще находясь внутри космоса, обречена на провал. В течение последних нескольких лет вы увидели это, как, наверное, мир никогда еще не видел. Возникали национальные и международные движения, пытающиеся изменить путь этого космоса, и каждое из них потерпело неудачу. Нет, человек, пребывающий внутри космоса, никогда не сможет изменить его путь, и в этом всякое социальное Евангелие, всякий гуманизм, как средство спасения, терпит провал.

Возрожденный человек, избавленный от космоса – ключ к освобождению космоса

Единственные, кто могут изменить путь космоса, — это те, кто вышли из него через возрождение. Для того, чтобы внести какие-то коррективы в ход развития этого космоса, чтобы испытать его и изменить его направление, должны найтись те, кто не находится внутри него, кто находится за его пределами. Они должны занимать превосходящее духовное положение по отношению к данному направлению космоса, который представляет собой союз между сатаной и душой человека. Это Господь Иисус, обитающий внутри возрожденных мужчин и женщин в силе и полноте Святого Духа. Те, кто таким образом были духовно взяты из этого мира, с пути космоса, благодаря смерти, погребению и воскресению, сегодня пребывают в союзе с Тем, Кто больше того, кто в этом мире. Он обитает в них Своим могущественным Духом и может, как бы лично присутствуя здесь, изменить направление этого космоса. Я не говорю о вселенском масштабе, но там, где находятся такие люди, они могут производить перемены. Именно так оказывает влияние Евангелие. Приходя в силе туда, где была война и разруха, оно изменяет человеческий курс, и люди обращаются от войны к миру, воинственные племена становятся мирными, рожденными свыше.
 
Итак, на данный момент мы можем сделать следующий вывод. Надежда изменить ход вещей обнаруживается в тех, кто находится вне этого космоса. Именно поэтому призыв о необходимости быть отделенным для Христа от этого мира и всего, что ему принадлежит, имеет такую огромную важность. В нашем предыдущем размышлении мы отметили, что космическое искупление начинается с индивидуума и в духе отдельного человека. Именно с этого начинается космическое искупление, — посредством обновления человеческого духа в результате возрождения. Затем из этой центральной точки в человеческом духе искупление распространяется на человеческую душу. Когда человек рожден свыше, не только его дух обновляется в Боге и оживает для Бога во Христе, но и его душа избавляется от рабства дьявола. Искупление души не завершено в результате однократного действия, но оно начато в том смысле, что душа освобождена от союза с сатаной.

Хотя искупление в сфере нашей души, как и в сфере нашего тела и не завершено, мы, как искупленные Господом, не должны принимать ту мысль, что наша душа по-прежнему находится в союзе с силами зла. Избавление от этого рабства было внедрено в наши души, но процесс их искупления продолжается. Наш разум, сердце и душа должны постепенно переходить под правление обновленного духа и все больше соответствовать образу Божьего Сына.
 
Есть огромная разница между душой, пребывающей в рабстве у сил зла из-за союза с ними, и искупленной душой, в которой процесс преобразования в подобие Господу еще не завершен. Цель нашей веры — спасение нашей души. Начало нашей веры — возрождение нашего духа. Искупление души — это процесс, и первый этап избавления души заключается в избавлении от союза с силами зла. Тем не менее, это понимание является объектом всех сатанинских атак — и так было всегда, от самого начала. Поскольку сатанинские атаки — духовные, а духовные вещи не знают физических барьеров, нам очень часто кажется, что сатанинская атака на нашу душу исходит от нас самих. Да не даст нам Господь ошибочно приписывать атаки на нашу душу союзу последней с сатаной в былом понимании. Если вы поддались на это, вы пропали. Не допускайте подобного ни в коем случае. Этим вы подпускаете врага к своей душе. Факт заключается в том, что дух, оживленный энергией Святого Духа, силен подняться, чтобы противостать врагу из души, и душа будет избавлена. Это подтверждается, что в какой-то момент времени союз с сатаной был разрушен, потому что сражение с дьяволом человека, не возрожденного Святым Духом, приведет только к его собственной гибели. Он находится в космосе вопреки себе самому, и вся его борьба, любое его сопротивление не может привести к прорыву. Но с Божьими детьми все обстоит иначе.
 
Очень важно понимать сущность искупления, которое во Христе Иисусе. Оно целиком и полностью носит именно такой характер. Никто из нас не может сказать (разве что в том случае, если он совершенно не в своем уме), что наши тела уже наслаждаются искуплением. Нам прекрасно известно, что телу еще предстоит быть избавленным от рабства тления, что смерть еще действует в этих телах, и они не такие, какими станут однажды. Тем не менее, сатанинское правление этого космоса в отношении наших тел было разрушено. Это отражается в том, что сила искупления, пребывающая в нашем обновленном духе, может проявляться даже в нашем смертном теле. Это доказывает, что мы теперь не находимся в полном рабстве сатаны — даже физически, — но, благодаря животворящей силе Святого Духа, даже оказываясь в состоянии смерти или умирания, можем снова и снова подниматься, постоянно свидетельствуя о том факте, что искупление уже внедрено в нас, и мы имеем залог искупления нашего тела в лице Святого Духа. Между искупленными и неискупленными огромная разница, даже в сфере тела. Наши тела могут сойти в могилу, умереть и погибнуть, но это — не повод говорить, что они относятся к миру неискупленных. Я не принимаю идею о том, что мое тело относится точно к той же сфере, что и тело человека, никогда не знавшего пребывания Христа в его духе. Принимая подобное, вы соглашаетесь со смертью, у вас нет основания, на котором можно было бы стоять. Основание искупления дано для духа, души и тела. Искупление утверждено в духе, а в душе и в теле Святой Дух дает задаток искупления, действенный и активный для души и тела до тех пор, пока Господь желает, чтобы мы пребывали на земле. Мы с вами должны четко утвердиться в понимании той огромной разницы, которую искупление во Христе Иисусе обеспечило для каждого элемента нашего существа. Это далеко не то же самое, что основание, на котором стоят неспасенные. Аналогичным образом, для неспасенного, пока он не принял спасения, нет никакой надежды. Но мы спасены. Пусть со всех естественных и научных точек зрения, с точки зрения всего течения природы мы можем в определенный момент умереть, и наши мгновения сочтены, — существует возможность, которая подтверждается снова и снова, что в наш дух может прийти оживление от Господа, и мы очистимся от всей этой смерти и, ко всеобщему изумлению, заключим новый арендный договор с жизнью. Для неспасенных все это недоступно, если только Бог не сделает что-либо, чтобы сохранить им жизнь ради их спасения. У них нет основания, на котором можно было бы стоять, но у нас — есть. Это — наше искупление, которое во Христе Иисусе: обновленный дух; освобожденная душа; тело, которому предстоит измениться в назначенное Господом.

Силы-близнецы, с помощью которых сатана правит человеком, оставаясь в подчинении Божьему всевластию, — это грех и смерть. Я сказал: «В подчинении Божьему всевластию», — потому что Бог говорит: «Душа согрешающая — она умрет», «Плата за грех — смерть». Но посредством греха и смерти правит сатана, а не Бог. Бог не управляет человеком с помощью греха. Смерть — это близнец греха. У них — общий родитель. Они пришли не от Бога. Сатана правит человеком посредством этого двойного закона, оставаясь в подчинении Божьему всевластию. Эти две силы ведут нас к самой сути искупления.

Если человек находится в этом рабстве под управлением сатаны посредством греха и смерти, то его искупление подразумевает, что грех и смерть должны быть отброшены, уничтожены, как две цепи, с помощью которых сатана удерживает людей в рабстве. Таким образом, они составляют саму суть искупления. Именно в этом заключается сила Послания к римлянам: «Закон Духа жизни освободил меня в Христе Иисусе от закона греха и смерти». Но послушайте! Закон подразумевает рабство. Если нет закона, то вы свободны. Если есть закон, то он влечет за собой рабство. Именно закон греха и смерти позволяет господствовать рабству греха и смерти. Господь Иисус вошел в мир, в котором властвовали грех и смерть. Они не имели власти лично над Ним, но Он сознательно вошел в сферу, где они правили и сломил силу греха и смерти. Разрушив власть греха, Он уничтожил власть смерти, действующую как последствие греха, и смерть была победоносно поглощена. Так что, как сказал апостол: «Благодарение Богу, Который дает нам победу через нашего Господа Иисуса Христа», — победу над грехом и смертью, как нечто существующее в данный момент. Это — искупление от господства греха и смерти. Когда мы видим это, мы все начинаем с начала! Мы приносим первые плоды победы Христа над грехом и смертью в нашем духе. В духе мы обрели полноту победы над грехом и смертью. Это победа Христа. «Всякий, кто рожден от Бога, не делает греха…». В нас есть что-то безгрешное и нетленное, полнота плодов искупления во Христе, но, в то же время, есть и параллельная истина о том, что мы спасены, но последнее не относится к нашему духу — это относится к нашей душе. Непонимание различия между нашим духом и нашей душой, привело к большой путанице в доктрине о безгрешности. Первые плоды искупления мы приносим в своем духе. Наш дух освобожден от греха и смерти, и теперь, будучи живыми для Бога в духе, — точно так же, как раньше мы были живыми для сатаны, — мы не можем умереть. Таково незыблемое учение Божьего Слова. Мы избавлены от смерти. Это — семя для нового тела. «Каждому из семян — его собственное тело». Не может быть тела воскресения для вечной жизни, если только нетленная, вечная жизнь не будет прежде помещена в какое-то тело, облачена в него. Что должно быть облачено? Внутренний человек сердца, обновленный дух в жизни, которая не увидит смерти, в вечной жизни. Быть бессмертным — это значит быть безгрешным, поскольку там, где грех, — смерть. Там же, где нет смерти, нет и греха. Это нетленная жизнь Господа в нашем обновленном духе. Таково искупление во Христе, избавление от рабства греха и смерти.

Дух внутри нас — свободный, и он всегда взывает о свободе. Он буквально кричит, требуя свободы. Вам знакомо ужасное чувство, когда вы задыхаетесь в духе, когда вас сдавливает в духе? Как ваш дух кричит, протестуя против этого удушья! Но вы освобождаетесь от всего этого только тогда, когда поднимаетесь в духе и решительно стряхиваете с себя все, что вас сдавливает. Взгляните на мужчину или женщину под давлением искушения, сомнений, дьявола. Все это происходит у них в духе! Как они могут обрести избавление, освободиться? Никогда — с помощью разума, аргументов, убеждения. Ничто из того, что может быть предпринято внешне, не в силах принести настоящее освобождение. Но если вы сможете убедить этого мужчину или эту женщину подняться и во имя Господа противостать против давления своим отношением, как бы сбросив все это решительным действием духа, то он или она получит свободу. Вы знаете, что значит оказаться под давлением. Иногда вы словно попадаете в темную камеру, и не можете вырваться из нее до тех пор, пока не прибегнете к молитве, не сделаете усилие и не начнете пробиваться в духе. Это подобно тому, как вы что-то стряхиваете с себя. Вы не сможете выйти на пространное место до тех пор, пока не начнете по-настоящему противоборствовать давлению в своем духе. Дух — свободный, и он требует свободы. Когда мы с вами сражаемся в своем духе за свободу, как наше неотъемлемое право, мы обретаем избавление. Как только вы смогли заставить сдавленный дух подняться и во имя Господа предъявить свои права, — вы на пути к избавлению, но до тех пор, пока вы будете отказываться предпринять эти решительные меры, избавления не будет. Оживление духа — это всегда путь к реализации искупления, которое во Христе Иисусе.
Вот почему я верю, что очень часто от давления сатаны избавляет даже всего лишь пение в вере. Дух требует свободы, как своего неотъемлемого права, и не будет мириться с рабством. Если вы позволяете ему оставаться в таком состоянии, то не обретете избавления, потому что это противоречит искуплению, которое во Христе Иисусе. Мы были освобождены. Начало положено. Искупление нашей души уже в процессе. У нас есть задаток искупления тела в лице обитающего внутри нас Святого Духа, и все это будет совершено до конца.

Перенос Церкви 

Но в процессе космического искупления грядет великая интерлюдия. Она характеризуется перенесением Церкви из космоса. Церковь будет взята из космоса. Это необходимое условие, поскольку космическое искупление завершается не просто в ходе процесса, а в кульминационной точке. Весь космос обретает искупление не в результате простого эволюционного процесса, когда он однажды проснется и обнаружит себя свободным от рабства. Нет! Все идет к кульминационной точке. Космическое искупление требует, чтобы в определенный момент искупленный человек, уже вошедший в свое искупление, был восхищен от космоса. Те, чей союз с князем этого мира был разорван, будут в буквальном смысле взяты из космоса.

Грядущий гнев

Вы заметили, что апостол Павел и другие говорят о «грядущем гневе»? Рассмотрев этот вопрос внимательнее, вы увидите, что «грядущий гнев» — это не просто суд, когда грешники и отвергающие Христа будут брошены в ад. Апостол явно говорит не об этом. Он рассматривает и описывает грядущий гнев, как космическое очищение. Это — Божий гнев по отношению к этому космосу. Он начнет изливаться после восхищения Церкви. Тогда станет в точности ясно, какова сущность несдерживаемого сатанинского правления над этим миром через человеческую душу. В настоящее время присутствует сдерживающий фактор. Все это не может последовать своему курсу, потому что на земле есть Церковь. Мир не представляет, чем он обязан присутствию в нем святых. Сам факт их присутствия здесь является сдерживающим фактором. Но когда Церковь будет взята из космоса, то, если бы не были сокращены те дни, не спаслась бы никакая плоть (Матф. 24:22). Грядет гнев, знаменующий интерлюдию, которая в конце концов приведет к избавлению всего этого космоса как от всей сатанинской системы, так и от всего порядка, пребывающего в союзе с сатанинской системой посредством его души.

Новое небо и новая земля

Затем будет новое небо и новая земля, на которой обитает праведность, а не полчища духов злобы и не правитель власти воздуха. Мы уже очень близко к тому моменту, когда сможем понять, что собой будет представлять эта интерлюдия. Конечно же, у нас нет возможности проникнуть в то, что происходит за кулисами, даже в настоящее время. В противном случае, мы, наверное, были бы напуганы почти до умопомешательства. И это — не преувеличение. Мы просто не представляем себе, что это такое. Это факт. Но когда все, что даже в этот момент тайно происходит где-то в глубинах, выйдет на поверхность и обретет полный размах, когда дьявол начнет править через человеческую душу открыто и беспрепятственно, этот мир станет ужасным местом. Благословен Бог — мы будем забраны раньше, и, понимая это, наши сердца восклицают о пришествии Господа. Грядет интерлюдия между тем моментом, когда искупление, которое во Христе Иисусе, обретет практический, эмпирический характер внутри духа избранных, и явлением нового неба и новой земли. Вот, что подразумевает Павел под «грядущим гневом». Это не просто вечный ад, но гнев, изливаемый на духовные начальства, власти и пребывающих с ними в союзе людей. Грядет излияние гнева. Апостол говорит, что мы были спасены от этого грядущего гнева. Использованный здесь определенный артикль показывает, что речь идет не просто о каком-то абстрактном, но о конкретном гневе. Какой итог мы можем подвести? Прежде всего, искупление, которое во Христе Иисусе, уже обрело свое начало в нас, в нашем обновленном духе, и оно является заверением об искуплении космоса. Весь космос в том, что касается его искупления, сосредоточен в искупленном человеке. Но давайте вернемся к восьмой главе Послания к римлянам: «Само творение будет освобождено от рабства тления». Когда? Оно стенает в ожидании явления Божьих сынов. Творение сосредоточено в человеке, а его искупление — в искупленном человеке. Таким образом, наше искупление, которое, как мы теперь знаем, заключено в нашем духе, — это гарантия искупления творения.

Следующий вывод, конечно же, заключается в том, что мы с вами должны жить в силе этого искупления в нашем духе ради нашей души и нашего тела. Благодаря этому искуплению, новая жизнь в нашем духе подчиняет себе душу, побеждает ее, управляет ею, а также время от времени способствует оживлению нашего тела, когда это служит осуществлению Божьих намерений. Это — наше наследие во Христе.

Да сделает Господь Свое Слово поддержкой для нас. 

Глава 6. Учение Павла на предмет космического искупления

Фрагмент для чтения: Рим. 3:31-26.

Для начала попытаемся подвести итоги в простой, исчерпывающей и, в то же время, лаконичной форме. По данному вопросу Павел, конечно же, — учитель номер один. Хотя он не единственный, его учение на предмет космического искупления гораздо более всестороннее и, пожалуй, более законченное, чем любого другого учителя в Божьем Слове.

В этом отношении мы можем обобщить учение Павла следующим образом.

1. Две силы, противоборствующие за правление космосом

Во-первых, Павел учит, что за всем остальным стоят две противоборствующие силы: Бог и сатана. Они выстроены боевым порядком друг против друга в битве за управление вселенной, и особенно — этим космосом. Это очень простое утверждение. Оно включает в себя очень многое, но это — первый шаг.

2. Человек, вовлеченный в конфликт

Во-вторых, Павел учит, что в этот конфликт вовлечен человек — как минимум в трех аспектах:
 
(a) Как творение

Предназначение вселенной и этого космоса в ней, как части творения (то есть, все, что подразумевается под творением, — обо всем сотворенном говорится в первой главе Послания к колоссянам), заключалось в том, чтобы стать наследием Божьего Сына. Все было сотворено Им, в Нем и для Него: «Которого Он назначил Наследником всего, через которого Он и вселенную создал».

(б) Должен был править вместе с Богом и являть Божью славу

В отношении этого замысла человек должен был пребывать в близком общении с Богом и посредством сыновства через усыновление (напомню, что Христос никогда не был усыновленным Сыном; есть разница между сыновством верующего даже во всей его полноте и Сыновством Господа Иисуса) править вместе с Ним космосом и являть славу Божьего Сына. Благодаря общению с Богом, человек должен был войти в сыновство через усыновление, чтобы разделить правление с Божьим Сыном и являть славу Божьего Сына, соответствуя Его образу.

(в) Из-за непослушания перешел под правление греха и смерти

Это двойное предназначение, то есть, наследие Божьего Сына и место человека в нем, подверглось атаке через прародителя человека, Адама. В Адаме это двойное предназначение было атаковано, и через непослушание он вместе со всеми своими потомками оказался под господством греха и смерти.

Так возник новый аспект космического конфликта. С этой точки зрения не только сатана оказался противником Бога, но и человек стал объектом гнева, отчужденным от Бога и враждебным Ему по своей природе. Посредством своем падшей души человек вошел в союз с сатаной (мы отмечали это в нашем предыдущем размышлении), попав в рабство греха, смерти и сатаны. Как следствие, он нуждается в искуплении, а вместе с искуплением человека должно совершиться искупление космоса, поскольку они едины. Атака на человека (Адама) включала в себя атаку на Божьего Сына, на Его удел и наследие в виде господства над этой вселенной, а также — на положение человека рядом с Ним, как сонаследника. Итак, вы видите весь масштаб грехопадения и насущность потребности в спасении. Увидев это, вы приблизились к точке, где сможете осознать значимость Христа и Его креста.

3. Бог по Своей благодати предоставил путь избавления

Третье, на что нам указывает Павел, — это тот факт, что Бог по Своей благодати предоставил человеку путь избавления из этого безнадежного состояния.

Этот путь имеет два аспекта, две грани. Первая из них — это Личность Господа Иисуса, а вторая — Крест Господа Иисуса. Это — два аспекта Божьего провидения для избавления человека. Он может быть избавлен Личностью и в Личности; избавлен Личностью посредством Креста.

Космическая значимость Христа, как Личности, и Его креста

Переходим к небольшому рассуждению о космической значимости Христа, как Личности, и Креста Господа Иисуса. Особо подчеркнем космическую сущность эти двух аспектов, то есть, масштаб, всеобъемлемость и всеохватность Личности Господа Иисуса и действия Его Креста.

(a) В сотворении мира 

Размышляя о Личности, мы должны вернуться в самое начало творения, каким его нам показывает Божье Слово, и увидеть Личность, действующую как Творец, но не просто творящую, а творящую все в Себе. Он не создал все сущее, пустив затем все, так сказать, на самотек, предоставив порядку, системе, вселенной действовать на свое усмотрение. Он не наблюдает за всем со стороны, как за каким-то интересным зрелищем. Сотворенная вселенная тесно связана с Его Личностью Им же Самим, то есть, Его Личность придает вселенной смысл и значимость. Эта вселенная черпает от Него само свое существование, само свое предназначение. Если бы мы только осознали это во всей полноте (в мельчайших подробностях), то смогли бы распознать признаки Божьего Сына повсюду в этой вселенной при ее сотворении.

Так будет и в самом конце. Все признаки Божьего Сыновства станут четко различимыми по всей этой вселенной. Она черпает от Него сам смысл своего существования. Павел учит нас (и мы внимательно следим за мыслью Павла в данном вопросе), что во Христе все удерживается в единстве, как неразрывное целое, и вы видите, насколько космической по масштабу является Личность Господа Иисуса, по тем озаряющим вспышкам, которые были даны нам при Его смерти. Когда Он умер, солнце померкло, и по всему лицу земли установилась тьма до девятого часа. Когда Он умер, земля потряслась и отверзлись могилы. Природа билась в судорогах, а на небе воцарилось великое молчание. Это выглядело так, словно сами небеса и вся вселенная лишились дара речи. Все творение как будто прочувствовало все это на себе, словно обрушился удар на саму суть всего сущего.
 
В своей маленькой жизни мы иногда познаём, насколько сильно на нее, как целое, влияют те удары, которые обрушиваются на какую-то одну ее сферу. Мы говорим о ком-то, что вся его жизнь вращается вокруг чего-то или кого-то, и когда его вдруг этого лишают, теряется смысл и ценность жизни. У такого человека нет ничего, ради чего он мог бы жить. Объект его интереса сосредоточил в себе все остальное. То же самое касается и этой вселенной. Поразите Божьего Сына — и вы лишите вселенную самого ее смысла, цели ее существования, самой ее жизни, и она словно говорит: «Теперь у меня нет ничего, ради чего я могла бы жить!». Именно это произошло в момент смерти Иисуса. Это была всего лишь вспышка, которая не повлияла на мир так, как должна была бы повлиять, но Бог позволил, чтобы ее описание сохранилось в истории, и это о многом говорит.

Вот почему для Христа было невозможно остаться в плену смерти. Если бы смерть поглотила Его, то вселенная не смогла бы существовать дальше. Она лишилась бы своей цели, своего смысла. Она просто разрушилась бы.

Возможно, именно это и произойдет, когда Господь заберет из этого мира Свою Церковь, и возникнет разрыв между тем, что от Христа, и тем, что от этого падшего, отвергающего Бога космоса. В тот момент космос лишится своего божественного смысла и пройдет через ужасные судороги, после чего его придется восстановить в виде нового неба и новой земли, смыслом которых будет Христос. Мы опять возвращаемся к тому же и видим, что все творение заключено в Нем. Его замысел при сотворении мира имеет космические масштабы.

(б) В воплощении

Мы переходим от сотворения мира к воплощению, в котором Христос приносит с Собой такой же размах значимости Его Личности. От Его рождения до смерти мы видим в действии космические силы — не просто элементы человеческих усилий, но космические силы. Как только Он родился, восстал ад. Это показывает, насколько справедливо то, что мы увидели во время нашего предыдущего размышления. Дьявол правит этим миром для достижения своей сатанинской цели: лишить Господа Иисуса Его наследия посредством союза с душой падшего человека и ее соучастия. Яркий пример человека, который в своей душе был в союзе с дьяволом, — это Ирод. Исследуйте психологию Ирода, и вы убедитесь, что дьявол крепко держал душу этого человека в своих руках, пытаясь разрушить Божий замысел в отношении Его Сына и, если это возможно, убить Его при самом Его рождении. Дьявол пользуется малейшей возможностью, чтобы продемонстрировать свою крайне демоническую жестокость.

Мы признаём не только взаимосвязь элементов космического зла с воплощением: влияние воплощения на них, их интерес к нему, — но и тот факт, что воплощение обладает значимостью само по себе. Мы видим Человека — Бога, явленного во плоти, Бога, принявшего вид человека, — и знаем, что это было для искупления не одного лишь Израиля, но всей человеческой расы.

(в) В крещении

Нам приходится быстро переходить от пункта к пункту. С рождения мы перепрыгнем через многие годы к крещению, чтобы увидеть, что крещение Иисуса было чем-то очень масштабным. Оно не было простым послушанием какому-то религиозному обряду. Мы должны или игнорировать Павла и других (не только Павла, но его — особенно), просто вычеркнув значительную часть Нового Завета, как что-то, в чем мы не видим смысла, ценности и необходимости, или же признать, что крещение в Новом Завете — это далеко не просто обряд, а элемент огромной важности. Это не просто ритуал или часть вероисповедания, не просто фрагмент организованной религиозной программы. Оно охватывает очень многое. Господь Иисус, принимая водное крещение, произнес одну фразу, которая очень масштабна по своей сути: «Так подобает нам исполнить всю праведность» (Матф. 3:15). Не думаю, что кому-то придет в голову истолковать ее в том смысле, что Господь Иисус, войдя в воды Иордана (или в любую другу реку или воду), исполнил всю праведность только потому, что сделал это. Нет, Он постановил что-то другое.

Павел дает нам полное объяснение сути водного крещения в его взаимосвязи с вопросом о всей праведности. О чем идет речь? Космос подпал под гнев: грех, смерть, суд. Бог требует праведности и никогда не отступит от Своей позиции абсолютной, вселенской праведности. Он не уступит неправедности, греху ничего. Он отстаивает совершенную праведность. Может ли человек предоставить Богу то, что Ему нужно? Нет! В чем же смысл? Что же произойдет? Если Бог не предпримет никаких мер, и неправедность должна получить справедливое возмездие (и, с точки зрения Бога, это — смерть), то человеку и космосу суждено погибнуть в своей неспособности удовлетворить Божьи требования праведности. Для того, чтобы исполнить всю праведность, требуется праведное творение, праведный человек, праведный космос.

Господь Иисус, придя к Иордану для крещения, вошел в эту сферу, и, по Своему обыкновению, предзнаменовал этим Свой Крест, который Он поставил во главу угла и сделал основанием всего, что говорил и совершал. Каждое слово, изреченное Иисусом с того времени, было основано на Кресте. Только глупость невозрожденного человека берет Новый Завет и думает, что сможет сформировать на учении Иисуса светское общество. Образно поместив Свой крест в самом начале Свой общественной жизни, Иисус, по сути, сказал: «Все Мое учение будет строиться на том основании, что вопрос о грехе, о праведности и о суде уже решен! В этих водах Я признаю состояние человека и космоса, и, хотя Мне Самому не нужно погружаться в смерть и суд, Я пришел, приняв плоть, чтобы отождествиться с обновленным состоянием человека, искупить его. Поэтому Я вхожу в последствия его греха, Я стою, как его представитель, в положении, которое человек занимает под бременем греха, осуждения и суда!». Воды Иордана были прообразом этой смерти и погребения, необходимых для того, чтобы очистить путь для чего-то лучшего, избавиться от старого, препятствующего тому, что требует Бог. Как могла быть исполнена вся праведность? Путем избавления от неправедности и последующего обеспечения праведности. Насколько же масштабен весь этот вопрос греха! Эта вселенная изрешечена беззаконием, грехом и злом. Весь трехгранный вопрос греха, праведности и суда был символически сосредоточен в крещении Иисуса. О, насколько все это масштабно! Для того, чтобы Бог был удовлетворен, праведность должна стать украшением самих небес, покрыть землю, как воды покрывают море. Должно быть новое небо и новая земля, на которой обитает праведность. Только такое состояние удовлетворит Бога. Каким же образом оно может быть достигнуто? Посредством смерти и суда над всем неправедным. Крещение Иисуса было событием космического масштаба. Оно касалось всей человеческой расы, охватывало собой весь космос, разрешая великие вопросы греха, праведности и суда.

Когда Иисус вышел из воды, небеса открылись, и голос объявил: «Это Мой Сын, Возлюбленный, в котором Я нашел отраду». Это — Божье свидетельство. Был послан Святой Дух, осветивший Иисуса и сошедший на Него в виде голубя. Мы видим здесь прообраз нового творения, которым Бог вполне доволен, с которым Он соединяется. Святой Дух — это Бог, проявляющий участие. Принимая Святой Дух, мы входим не во что иное, как в отношения с Богом, проявляющим участие. Вот почему согрешить против Святого Духа настолько ужасно.

Когда Господь Иисус вышел из Иордана, небеса открылись. С момента грехопадения Адама небеса никогда не открывались подобным образом для падшего человека. Никогда Бог не мог сказать с такой же полнотой смысла о любом из сынов Адама: «Я вполне доволен!». Это — новое творение, новое творение во Христе Иисусе. Все заключено в Нем, и с того времени, когда люди начали приходить к вере в Господа Иисуса, вышесказанное относится к верующим. Они вошли в Божью радость, приняли Возлюбленного и возлюблены ради Христа. Это не что-то персональное, индивидуальное, локальное. Это понятия космического масштаба. Это прообразы того, каким станет творение. Взгляните на Господа Иисуса в любой момент времени, и вы увидите творение. Каждый раз, видя Его, вы видите вселенную. Таким образом, стоя на берегу Иордана, вы видите прообраз нового творения. Открылись Божьи небеса, Бог объявил о Своем благоволении и интересе к этому новому творению, связав Себя с ним. Христос — олицетворение всего творения.

(г) В искушении

В будущем мы планируем поразмышлять на эту тему более подробно, если Господь позволит, но сейчас просто поговорим о значимости искушения Иисуса с точки зрения предмета наших сегодняшних рассуждений. Какой вопрос взаимосвязан с искушением Господа Иисуса? Его можно описать тремя словами:

Сыновство (это несомненно: «Если Ты Сын Божий! Если Ты Сын Божий!");
 
Наследие, сопровождающее сыновство;

Владычество, правление вселенной, соответствующее положению Наследника всего сущего.
Именно эти три слова обуславливают искушение Господа Иисуса. Оно было не локального, а космического масштаба. Приступив к Господу Иисусу в пустыне, враг предпринял атаку на огромный спектр сфер. Повторилось то же самое, что когда-то было с первым Адамом, были затронуты те же самые вопросы. Иисус обладал сыновством фактически, а Адам — только потенциально, но вопрос по-прежнему был в сыновстве. Это был вопрос наследия, вопрос господства. Эти три аспекта имеют огромную важность, поскольку, как отметил Павел в восьмой главе Послания к римлянам, творение находится в рабстве, стеная в ожидании явления Божьих сынов. С явлением Божьих сынов творение будет избавлено. Мы видим здесь сыновство, с которым взаимосвязано все творение. Дьявол сказал: «Я дам тебе все это, если ты откажешься от своего положения и поклонишься». Конечно, он сформулировал это по-другому, но суть остается той же. Вы можете себе представить Божьего Сына, поклоняющимся дьяволу? Чтобы воплощенный Бог признал господство сатаны? Насколько же далеко зашел дьявол! То, что он предложил подобное, показывает нам, насколько он безумен и нелеп. Это говорит мне только о том, насколько реальным было это искушение. Совершенно очевидно, что со стороны сатаны было бы полной нелепостью и глупостью предпринимать атаку на Всевышнего Бога, но перед ним был Бог в виде Человека. Атаке подверглась именно человеческая форма. Тот, кто говорит, что Христос никогда по-настоящему не страдал от искушения, совершенно не понимает сути случившегося. Я понимаю все эти извечные затруднения и вопросы о том, может ли совершенное Существо быть искушаемым. Отбросьте свои интеллектуальные проблемы и признайте тот факт, что Христос не просто играл роль, изображая веру. Все, что связано с этим искушением, — не просто слова. Это было в высшей степени реально.

Давайте осознавать и принимать этот факт, продвигаясь дальше. Если мы с вами приходим с верой и каким-то духовным различением, пониманием, представлением, чтобы занять свое место во Христе, в Его погребении, в Его распятии с великими космическими последствиями, и, благодаря этому положению, приходим к помазанию со Христом, то не будем забывать, что именно из-за этого положения мы стали вдвойне вовлеченными во вселенский конфликт. Чем больше вы проникаете в смысл единения с Христом в Его смерти, погребении и воскресении, тем больше вы познаёте смысл и значимость помазания, и тем ужаснее будут нападки врага. Если мы хотим получить какое-то доказательство того, что искушение Христа было реальным, и что Он страдал от этого искушения, то наш собственный опыт показывает, что ни одно Божье чадо, даже обладая настоящим духовным пониманием, никогда не обретает это положение единения с Христом в смерти, погребении и воскресении под настоящим и истинным помазанием Святого Духа без того, чтобы очень скоро прочувствовать на себе тот факт, что дьявол решительно настроен против них. По мере нашего продвижения вперед он никогда не оставляет своих попыток ниспровергнуть нас. Причина заключается в той взаимосвязи, о которой мы говорили в начале: человек должен быть в близком общении с Божьим Сыном в наследии, господстве и славе. Нам не требуется другого доказательства того, что Личность Христа — космического масштаба. Каждый раз, приходя в то духовное положение, которое занимает Он, мы обретаем точно такой же опыт в столкновении с врагом, какой был у Него.

(д) В преображении 

Наконец, мы подошли к преображению. В том, что касается положения Христа, как олицетворения космоса, наш курс завершен. Его воплощение с самого начала подвергалось атакам из-за своей космической значимости. В водном крещении Христа, когда Он приступил к публичному, официальному труду для человеческой расы, мы увидели в действии космические силы: небеса, землю и ад. Его помазание, пройденное Им искушение, Его жизнь и учение — все это простиралось за пределы земного, за рамки плоти и крови к самым отдаленным границам космоса. Наконец, в нашем курсе можно подвести итог, и его завершением станет гора Преображения, показавшая космическую победу. На ней мы видим прославленную человеческую природу — прославленную для Христа. Если Он спускается с горы Преображения, то Он делает это не для Себя, а для того, что Он, по сути, делал всегда, и в Своем Кресте Он объединяет все предшествующее. Крест включает в себя Его крещение. Тогда это был прообраз, который теперь стал реальностью. Мы видим, что после Его Креста, когда Он вознесся в открытые небеса и принял от Отца обетования для Церкви, ставшей новым способом соединиться с Ним в славе, Его последователи стали объектом ненависти и противления врага, и Христос страдает вместе с ними. «Ибо мы имеем не такого Первосвященника, который не может сострадать нашим слабостям». Он страдает с нами в наших искушениях. Он не может снова пройти через эти искушения Сам, но страдает с нами в наших искушениях. Таким образом, в Своем Кресте, в Своем спуске с горы Преображения, Он объединяет все предшествующее.

Хотя, с одной стороны, это была жертва за грех, с другой стороны это было хлебное приношение, то есть, Он предложил Богу совершенную человеческую природу, а также, как наш представитель, — греховную человеческую природу, подлежащую суду. Все сосредоточено в Его Кресте. В Своем воскресении он приобрел итог — Тело воскресения, которое Павел называет «телом Его славы». Мы идем по пути, уже пройденном Учителем. Итог всего гарантирован в Нем. Каков Он — такими станем и мы, потому что Он — Личность космического масштаба, Он — Личность, объемлющая все в искуплении.

Да сделает Господь для нас искупление гораздо более славным, чем прежде, и покажет нам что-то большее о полноте, заключенной в словах апостола: «Искупление, которое во Христе Иисусе». 

Комментариев нет:

Отправить комментарий